Что такое брендинг? Это создание, продвижение и поддержка позитивного имиджа компании у потребителей. Инструментами брендинга являются логотип, миссия компании, слоган, герой или фирменное лицо, цветовая гамма, упаковка, рекламные сообщения, PR-мероприятия.
Бренд – это имя компании или название продукта, имеющие надежную репутацию среди покупателей. Например, Сбербанк, Coca Cola, Apple, S7, Bork, Greenfield, R.O.C.S.
Цель брендинга – закрепить в сознании пользователя положительный образ компании, сформировать позитивные цветовые, словесные ассоциации.
Брендинг должен решать следующие задачи:
Этому могут способствовать фирменные цвета (бирюзовый цвет бренда Tiffany), логотип (надкусанное яблоко у Apple) или слоган (“Не тормози, сникерсни”), лицо или персонаж бренда (“Желтый” и “Красный” шоколадные драже M&M), фирменная музыка (рождественская мелодия Coca Cola). В некоторых случаях может быть даже фирменный запах, который вызывает ассоциации с продуктом или компанией (часто используется, например, в сфере гостиничного бизнеса, автосалонов, салонов красоты).
Это могут быть такие ценности как богатство, семья, путешествия, свобода, образованность. Свойства товара, которые могут ассоциироваться с брендом: надежность, защита, безупречный результат, отличный вкус.
Популярность бренда привлекает инвесторов и увеличивает стоимость акций компании.
Пользователь должен понимать, что платит не только за вещь, но и за качество, надежный сервис и статус, который дает обладание этим товаром.
С помощью брендинга происходит выделение конкурентных преимуществ товара или компании, формируется индивидуальность бренда.
Многие небольшие компании считают, что брендинг нужен только крупному бизнесу. Но это заблуждение. Единственным минусом, который есть у брендинга, является финансовые затраты.
Учитывая все преимущества брендинга: инвестиционная привлекательность, повышенное доверие, лояльность персонала, чаще рекомендуют, легче узнают, – можно смело сказать, что он нужен всем компаниям. Заниматься брендингом могут как начинающие компании, так и те, кто на рынке уже не первый год. Устоявшимся организациям он поможет закрепить свою ценность среди потребителей, выделиться среди конкурентов, продолжить развитие компании.
Можно заниматься продвижением товаров и услуг, а можно повышать узнаваемость городов, территорий, людей, компаний. Поговорим о видах брендинга.
Повышение лояльности клиентов к компании. Главная задача – выделиться на фоне конкурентов. Для это используют логотип, слоган, цветовые решения, миссию организации. Компания IKEA знакома всем своими желто-синим цветом и слоганом: “Есть идея. Есть Икея.”.
Когда комплекс мер по продвижению направлен не на компанию, а на конкретный продукт или линейку товаров. Цель повысить привлекательность товара, показать его ценность и преимущества. Например, компания Procter & Gamble работает над повышением известности своих товаров в отдельности. Всем знакомы такие продукты: Ariel, Tide, Comet, Fairy, Mr.Proper, Pampers, Pantene, Shamtu, Herbal Essense, – их всех производит одна компания, но знаем мы их как самостоятельный независимый бренд.
Направлен на создание привлекательности компании для сотрудников. Происходит с помощью создание корпоративной культуры, которой хочется следовать, привлекательных условий работы. Цель подобного брендинга – быть интересными для соискателей, нанимать и удерживать подходящий персонал.
В последнее время личный брендинг стал очень популярным, особенно этому способствовало активное развитие социальных сетей. Он может проводиться для руководителя компании или для человека, работающего на себя (писатели, артисты, комики, политики, стилисты, модельеры, блогеры и т.п.). Задача персонального брендинга раскрыть человека с требуемого ракурса.
К нему можно отнести предвыборные кампании. Особенность состоит в том, что всего за несколько месяцев необходимо донести до слушателя свою миссию и привлечь к ней сторонников.
Создание привлекательного образа государства, города или определенной местности (например, заповедник, озеро, парк). Цель – привлечение туристов, а также инвесторов для вложений в развитие территории.
Случается, что крупным успешным брендам требуются перемены. Это связано с изменением аудитории компании, сменой ее ценностей и целей. В этом случае производят ребрендинг, который нацелен на переосмысление бренда и его элементов. Если миссия и ценности компании остались неизменными, а дизайн стал выглядеть старомодно, то ей может понадобиться только обновление логотипа, фирменного стиля или цветов и шрифта. В этом случае компании проводят редизайн.
Клиент готов легче расставаться со своими деньгами и возвращаться снова, покупая не просто товар, а образ жизни или статус, который вложен в него, качественную поддержку или сервис, который дает немного больше, чем ожидается.
Таким образом, брендинг – это не просто логотип или название, это целый набор символов и ассоциаций, который требует поддержания на протяжении всей жизни компании или продукта. Это вложения, которые приносят прибыль, лояльное отношение аудитории, рекомендации и новые инвестиционные предложения.