Чат-боты: как создать самостоятельно в конструкторе
9 декабря 2022

Чат-бот может быть полезен даже небольшому бизнесу: с его помощью можно решать рутинные задачи и освободить от этого сотрудников. Но заказывать бот у разработчиков дорого, а готовые не всегда подходят для решения конкретных задач. В этом случае поможет конструктор. В статье расскажем, что такое конструктор чат-ботов, как выбрать подходящий и дадим инструкцию, как создать чат-бота самостоятельно. 

Конструктор чат-ботов — специальный сервис, с помощью которого можно создать чат-бота самому, не обладая навыками программирования. Часто в таких конструкторах пользователи найдут шаблоны с готовыми решениями для разных сфер бизнеса — останется только немного персонализировать чат-бота под нужды конкретной компании. 

Как выбрать подходящий конструктор

Идеального конструктора не существует. При выборе нужно учитывать функции, которыми вы хотите наделить чат-бота, бюджет и индивидуальные ощущения. 

Оценить сложность интерфейса. Новичкам стоит выбирать простые конструкторы с визуальным интерфейсом. Например, интуитивно понятный drag-and-drop — в нем можно собрать структуру бота из блоков и наглядно отобразить сценарий в виде блок-схемы. Такой подход используется в конструкторах ManyChat или Aimylogic. Продвинутые пользователи могут попробовать создать более сложного бота в конструкторах, где нужно использовать кодинг, например QNext.

Блочный интерфейс конструктора ManyChat

Изучить функции, которые можно добавить в конструкторе. Например, в некоторых конструкторах получится собрать бота с возможностью оплаты или создания опросов, а в других — сделать только простейшего текстового чат-бота. Заранее продумайте перспективу развития проекта, потому что со временем у вас может появиться необходимость добавить функцию, которой нет в сервисе.

Конструктор Aimylogic позволяет добавлять аудио и видео к сообщениям бота, просматривать статистику и не только

Оценить качество техподдержки. От этого зависит, сможете ли вы оперативно обратиться по любому вопросу и быстрее освоить все возможности конструктора. Например, техподдержка конструктора BotHelp поможет настроить интеграции, починить бота, если он выдает ошибку, или решить вопросы с оплатой. Некоторые платформы выпускают специальные гайды или краткие курсы, где объясняется, как создать чат-бота, чтобы пользователь начинал работу с конструктором уже подготовленным. О том, как работает поддержка, можно узнать не только на личном опыте, но и почитав отзывы других пользователей.

Уточнить, с какими платформами будет интегрироваться чат-бот. Чтобы общаться с клиентами, чат-боту нужны данные о пользователях, их заказах, статусе доставки и другие данные. Для этого требуется интеграция с сервисами, которые хранят эти данные, например, «Google Таблицами» или «Битрикс24». Одним из самых интегрированных конструкторов считается SaleBot

Узнать о тарифах и наличии пробного периода. Необязательно сразу платить за конструктор — для начала можно создать бота бесплатно на пробном тарифе. В процессе станет понятно, достаточно ли удобен инструмент, работает ли с нужной соцсетью или мессенджером, или стоит попробовать другой вариант. Можно воспользоваться конструкторами Aimylogic, Watbot или Sambot, где есть бесплатные тарифы. Кратко о том, сколько стоит создать чат-бота, мы рассказывали в прошлой статье.

Как создать чат-бота в конструкторе

Процесс создания чат-ботов можно условно разделить на четыре этапа. Остановимся подробнее на каждом из них.

Создать сценарий чат-бота

Чтобы получился качественный бот, нужно продумать его сценарий: прописать логику взаимодействия с пользователем и написать тексты реплик.

Один из самых популярных ботов — FAQ-бот, который помогает пользователю справиться с какой-либо проблемой. Разберем на его примере, как написать сценарий: 

  1. Определить, в какой тональности будете общаться с пользователями: на «ты» или на «вы», допустимо ли использовать сленг или будет уместно общаться максимально уважительно.
  2. Составить список популярных вопросов, с которыми обращаются в техподдержку, — для этого достаточно поговорить с менеджерами и узнать у них, с какими запросами чаще всего приходят клиенты, можно также провести интервью с самими клиентами и попробовать пройти путь взаимодействия клиента с продуктом самостоятельно и зафиксировать свои вопросы.
    Всю собранную информацию нужно прописать в сценарии бота в виде возможных вопросов клиентов и ответов на них. Это будет своеобразная «база знаний» чат-бота. При каждом обращении пользователя бот будет искать подходящий вопрос в этой базе и отправлять заранее заготовленный ответ. Если бот не найдет нужной информации, он «позовет» оператора, чтобы тот помог решить проблему.
  3. Расписать логику диалога с пользователем в виде блок-схемы в Miro или просто на бумаге — так будет проще переносить сценарий в конструктор.

Пример схемы со сценарием чат-бота из гайда по созданию чат-ботов от Aimylogic

Получить токен

Прежде чем начать собирать бота в конструкторе, нужно получить токен. Это специальный «пароль» от бота, который позволяет подключать его к разным мессенджерам и сервисам. Токен не стоит хранить в открытом доступе — в таком случае злоумышленники могут перехватить управление чат-ботом. 

Разберемся, как получить токены на самых популярных платформах для создания чат-ботов.

Токен для Telegram 

1. Зайдите в Telegram и найдите в поиске бота BotFather. Убедитесь, что возле его имени стоит голубая галочка, — это подтверждает, что вы используете официального бота.

2. Откройте чат с ботом, нажмите “/start” и введите команду “/newbot”.

3. Придумайте и введите название вашего чат-бота и уникальное имя, по которому его легко будет найти в поиске.

4. Сохраните токен, который вам выведет в ответном сообщении BotFather.

Токен для «ВКонтакте»

Чтобы создать чат-бота для «Вконтакте», вам потребуются права администратора в группе, для которой предназначен бот.

1. Зайдите в управление сообществом.

2. В настройках откройте вкладку «Работа с API» и выберите команду «Создать ключ».

3. Проставьте галочки в полях с разрешениями для приложения.

4. Скопируйте код, который появится в окне, — это и будет токен вашего чат-бота.

Токен для Viber

1. Авторизуйтесь в приложении Viber с того номера, к которому будет привязан чат-бот.

2. Перейдите в админ-панель Viber и введите этот номер телефона.

3. На странице управления бот-аккаунтами нажмите кнопку «Создать бот».

4. Заполните информацию и загрузите изображение для аватара.

5. Нажмите кнопку «Create», и перед вами откроется окно с токеном — не забудьте его сохранить.

Токен для WhatsApp

Получить токен для WhatsApp и создать чат-бота для этого мессенджера не так просто. Причина в том, что в отличие от мессенджеров и соцсетей, перечисленных выше, у WhatsApp закрытый код. Это значит, что компания ограничивает доступ к данным, и не каждого бота получится «подружить» с приложением. Таким образом пользователей защищают от спама и навязчивой рекламы. 

Законных способов установить чат-бота в обычном приложении WhatsApp нет. Для этого нужно использовать специальную программу для бизнеса WhatsApp Business, а самого бота собирать на определенных конструкторах, например, Chat2Desk или Aimylogic.

Перенести сценарий в конструктор

Для примера мы выбрали конструктор ManyChat. Этот сервис для создания чат-ботов отличается удобным drag-and-drop-интерфейсом — можно создавать блоки с сообщениями, передвигать их и соединять стрелками. В конструкторе есть стандартный набор функций, бесплатный тариф и пробный период, а также шаблоны для разных сфер бизнеса, часть из них доступны бесплатно. К сообщениям чат-бота, помимо привычных мультимедиа, можно добавлять карточки товаров. 

1. Зарегистрируйтесь в сервисе и выберите канал, для которого вы будете создавать чат-бота. На этом этапе потребуется ввести токен, который вы получили ранее.

2. На главной странице конструктора в меню слева выберите пункт «Автоматизация» и на открывшейся вкладке «Сценарии» нажмите кнопку «Новый сценарий». Теперь можно переносить сценарий чат-бота в конструктор.

3. Введите текст приветственного сообщения чат-бота. Конструктор позволяет прикрепить к любому сообщению ссылку, изображение, видео- или аудиофайл.

4. Последовательно добавьте все блоки с сообщениями из сценария. Для каждого сообщения можно предусмотреть кнопки с вариантами ответа. Например, если чат-боту нужно спросить у пользователя: «Какой продукт вас интересует?», на каждой кнопке логично будет указать названия продуктов компании. От этих кнопок будут выстраиваться дальнейшие ветки сценария чат-бота.

Так будет выглядеть структура чат-бота в интерфейсе конструктора ManyChat

Когда чат-бот будет полностью готов, советуем протестировать его, чтобы сразу выявить ошибки и исправить их. 

Доработать бота 

Проанализируйте работу чат-бота спустя 2–3 недели после запуска: проверьте неудавшиеся диалоги и выясните, что пошло не так. На основе этой информации вы сможете дополнить и усовершенствовать сценарий. Возможно, появится необходимость обновить устаревшую информацию. 

Все это поможет повысить эффективность работы чат-бота. В результате клиенты будут чаще обращаться к боту, чтобы решить свои задачи. 

Кратко о главном
  

  1. Чтобы собрать чат-бота самостоятельно, не обязательно владеть Python или JavaScript — с разработкой бота в конструкторе справится любой пользователь без навыков программирования.
  2. Выбирайте конструктор на вырост. По мере того, как бизнес будет развиваться, может понадобиться подключить новые каналы для взаимодействия с пользователями или «научить» чат-бота новым функциям. Важно, чтобы конструктор поддерживал эти функции.
  3. Прежде чем приступить к работе в конструкторе, нужно подготовиться: заранее выбрать каналы для размещения, продумать стиль общения с клиентами, разработать сценарий.
  4. Постоянно совершенствуйте чат-бота, чтобы у пользователей был положительный опыт общения с ним. Тогда клиенты будут чаще возвращаться с вопросами к боту, а не звонить в поддержку.


Рекомендуем