Как оценить стоимость существующего сайта с доменом
29 мая 2020

Начало 2020 года показало, что любой бизнес должен быть представлен в онлайне. Есть несколько способов это сделать: создать сайт с нуля или купить готовый. 

Покупка готового сайта — хороший старт потому, что в этом случае сайт сразу начнёт приносить трафик. Это может быть удачным вложением средств в цифровой актив, но, вероятно, станет проблемой для неопытного покупателя.

В этой статье разберём факторы, на которые стоит обратить внимание, прежде чем покупать готовый сайт. Эти знания помогут сэкономить деньги и время и защититься от мошенничества. 

Что влияет на стоимость сайта? 

Как мы уже говорили, главное отличие готового сайта от созданного с нуля — в том, что на нём уже провели работы по продвижению. Поэтому при покупке стоит в первую очередь оценивать SEO-показатели площадки. На цену влияют и другие факторы: качество контента, стоимость домена. Разберём их все подробнее. 

Ссылочная масса

Ссылочная масса — количество внешних ссылок, ведущих на сайт. Этот показатель важен для поискового продвижения. Подробнее мы рассказывали о нём в статье о том, что такое линкбилдинг и где брать внешние ссылки.

Чем качественнее ссылочная масса сайта, тем выше его стоимость. Чтобы оценить заинтересовавший вас сайт по этому критерию, воспользуйтесь сервисами Ahrefs (пробная версия на 7 дней стоит 7$), Serpstat (14 дней бесплатно) или другими инструментами. 

Трафик

Чем больше доля переходов из поисковых систем, тем выше стоимость сайта. Здесь нужно изучить не общую цифру, а источники трафика. Запросите у продавца сайта доступ к Яндекс.Метрике и Google Analytics*. 

Когда доступы будут у вас, постройте отчёт по доле переходов из поисковых систем. В идеале на графике должен быть плавный нарастающий график в течение 3 месяцев–полугода. 

Если видите нисходящую динамику переходов из поисковой системы за 3 месяца, это может быть сезонность. Если же снижение длится более 3 месяцев, возможно, сайт пессимизируется в поисковых системах. Тогда следует изучить причины глубже.

После анализа переходов выявите ключевые слова, по которым сайт получает трафик. Иногда это всего 1–3 высокочастотных словосочетания, и продавец старается побыстрее продать сайт в удачное время. Если сайт продвигается только по нескольким запросам, есть риск переплатить, если спрос на них уменьшится. 

Проанализировать ключевые слова можно вручную или с помощью SEO-сервисов (Serpstat, PR-CY, МегаИндекс, SpyWords и т. д.). На многих платформах можно не только собрать ключевые слова, но и узнать их позиции в сравнении с конкурентами. 

Индексация 

При индексации сайта его проверяют роботы поисковых систем и заносят информацию о страницах в базы. Проиндексированные сайты показываются пользователям в результатах поиска.

Проверить, индексируется ли сайт, который вы хотите купить, можно по-разному. Например, с помощью оператора site. Для этого введите в поисковую строку (метод работает и в Google*, и в Яндекс) site:your-site.ru: 

В Google* индексируется 69 400 страниц сайта lifemebel.ru

Индексируемых страниц этого же сайта в Яндексе больше

Также можно воспользоваться сторонними сервисами для проверки индексации сайта. Например, a.pr-cy.ru. Нужная информация находится во вкладке «Поисковые системы» > «Индексация»:

Другой способ — запросить у продавца скриншоты или доступы к инструментам Яндекс.Вебмастер и Google Search Console*. Чтобы узнать количество проиндексированных страниц:

  • В Яндекс Вебмастер перейдите в «Индексирование», «Структура сайта» (столбец «В поиске»).
  • В Google Search Console* перейдите в «Покрытие», вкладка «Страница без ошибок».

Хороший результат: 100 страниц из 100 на сайте есть в индексах Яндекса и Google*.

Плохой результат или результат, требующий внимания: соотношение проиндексированных страниц сильно отличается в двух поисковых системах. Это может произойти по нескольким причинам: 

  1. Запрет индексации страниц вебмастером сайта (намеренный или случайный этот запрет — узнайте у владельца сайта).
  2. Применение различных фильтров от поисковых систем.
  3. Дубликаты страниц или страницы с низким качеством контента. Поисковые системы могут по-разному принимать решение в таких случаях, если для них не указаны правила в robots.txt или в метатеге robots на странице.

Доходы и расходы сайта

Отчёты о доходах и расходах — один из самых важных моментов, который стоит выяснить перед покупкой. Они могут отличаться разной степенью детализированности: некоторые будут довольно подробными и сложными, а иногда — наоборот.

5 основных вопросов о доходах и расходах, на которые нужно получить ответы, чтобы предусмотреть подводные камни:

Почему сайт продаётся?

Постарайтесь выяснить, почему владелец выставил сайт на продажу. К «прозрачным» причинам относят следующие: 

  • бизнес закрывается,
  • нет времени заниматься сайтом,
  • нужны деньги,
  • сайт создавался специально под продажу.

Каковы источники дохода сайта?

Определите, откуда берутся деньги. Например: баннерные и тизерные сети, контекстная реклама (рекламная сеть Яндекса или Google AdSense*); прямая продажа рекламы. 

Убедитесь, что основным источником дохода сайта не является продажа ссылок. Если сайт под завязку набит ссылками на другие ресурсы из различных сфер, поисковая система считает такой проект низкокачественным. Мы уже рассказывали, как определить заспамленный сайт. 

Вычислите качество ссылочного профиля сайта. Для этого проверьте сайт с помощью сервисов xtool.ru или majestic.com. Выявите метрики «Поток доверия (TF)» и «Поток цитирования (CF)»:

Определите их соотношение по формуле:

Поток доверия (TF) / Поток цитирования (CF) = Доверительное отношение

Если значение больше единицы — сайт содержит ссылки из надёжных источников и не заспамлен. Такой сайт можно рассматривать для покупки.

Если коэффициент доверительного отношения ниже единицы — сайт приносит деньги за счёт размещения чужих ссылок. Такой ресурс невыгодно покупать, если вы не планируете зарабатывать аналогичным образом. 

Стабильна ли прибыль?

Узнайте, поступают ли деньги постоянно и будет ли это продолжаться в течение следующих месяцев и лет. Запросите отчёт о доходах за последние 3 месяца по всем источникам.

Труднее всего определить, являются ли данные о доходах реальными. Недобросовестные продавцы могут подделать изображения и отчёты в фотошопе, поэтому постарайтесь получить скриншоты разных источников, а лучше запросите гостевые доступы к отчётам.

Каковы среднемесячные расходы сайта?

Посчитайте предполагаемые расходы: хостинг и администрирование, программирование и дизайн, контент, реклама. Эти статьи расходов перейдут к вам с покупкой сайта.

Есть ли бан в системах монетизации?

Ваша задача выяснить у продавца, получал ли сайт блокировки в различных системах монетизации. И если получал, то по какой причине. 

Бывает, что рекламный аккаунт целиком банится за нарушение правил. Тогда сайты, прикреплённые к нему, просто могут попасть в общий список. В этом случае снять блокировку практически невозможно или апелляция рассматривается очень долго. О причинах блокировки из-за нарушения правил читайте в правилах рекламных программ Яндекс и Google*.

Иногда сайты не допускают в системы монетизации из-за качества и типа контента (адалт-контент, медицина, готовые домашние задания, распространяющие вредоносное ПО, контент, нарушающий законы РФ).

Чтобы убедиться, что бана нет, запросите у продавца скриншоты реальных доходов в системах монетизации за 1 мес, 3 месяца и 1 год или гостевой доступ к статистике. Если продавец отказывается предоставить данные, это подозрительно.

Стоимость домена

Мы посвятили отдельную статью оценке домена на вторичном рынке. Если домен состоит из нескольких символов, содержит ключевое узнаваемое слово, а также зарегистрирован в классических доменных зонах (.ru, .com, .org, .net и др.) — он будет стоить дороже. Соответственно, это напрямую повлияет на стоимость сайта в целом.

Возраст сайта

Чем старше выставленный на продажу сайт, тем выше его цена. Не путайте возраст сайта с возрастом домена. Возраст домена рассчитывается от первой регистрации, его можно узнать с помощью сервиса Whois. Узнать возраст сайта можно с помощью интернет-архива archive.org, введя домен:

За пару кликов проверили, что сайт nic.ru существует 19 лет

Качество контента

Контент — это и дизайн сайта, и текстовое наполнение. С одной стороны, эти факторы индивидуальны. Нельзя спрогнозировать, какую долю в стоимости конкретного сайта занимает качественное оформление и наполнение. С другой — можно с уверенностью говорить о том, что «халатное» отношение к контенту негативно отражается на конверсии и привлекательности ресурса для пользователей. 

Мы советуем проверять следующие параметры: 

  • Уникальность контента. Нет копипаст и рерайта текстов с других сайтов. Это можно проверить с помощью онлайн-антиплагиата: text.ru, content-watch.ru, etxt.ru и аналогичных сервисов. 
  • Авторские права. Обычно это касается изображений. Уточните у продавца источники изображений и фотографий на сайте. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о нарушении авторских прав
  • Юзабилити дизайна. Дизайн — это не только оформление сайта, но и показатель того, насколько грамотно разработан интерфейс. О том, как оценить дизайн сайта с точки зрения юзабилити, мы рассказывали в статье.
  • Адаптивность сайта. Убедитесь, что страницы сайта одинаково удобно просматривать с различных устройств. С 2016 года поисковые системы Яндекс и Google* учитывают оптимизацию сайта для мобильных. Если сайт неадаптивный или медленно загружается, скорее всего, его вытеснят из поисковой выдачи оптимизированные сайты.

Для проверки воспользуйтесь инструментом Google* или Яндекс.Вебмастер > Инструменты > Проверка мобильных страниц

Санкции поисковых систем

Некоторые сайты, выставляемые на продажу, содержат вирусы или продвигаются с помощью поискового спама. Поисковые системы применяют к таким площадкам санкции и используют специальные алгоритмы, ограничивая их в выдаче. Эти ограничения влияют на индексирование и ранжирование сайта.

Обязательно проверьте, применяются ли к сайту санкции поисковых систем. Для этого запросите у продавца скриншоты или доступы в Яндекс.Вебмастер (вкладка «Диагностика» > «Безопасность и нарушения») и Google Search Console* (вкладка «Проблемы безопасности и меры, принятые вручную»).

Если сообщений о нарушениях нет, всё в порядке. Если проблемы обнаружены, при покупке вы возьмёте на себя риски полной потери переходов из поисковых систем. Вам понадобятся дополнительные расходы (работа SEO-оптимизатора, программиста и время), чтобы снять санкции поисковых систем. 

Материал по теме:

  1. О нарушениях в Яндекс.Вебмастере: https://yandex.ru/support/webmaster/threats.html
  2. О нарушениях в Google Search Console*: https://support.google.com/webmasters/answer/9044175?hl=ru 

Чек-лист проверки сайта перед покупкой

  1. Оцените ссылочную массу.
  2. Проверьте целевой трафик. 
  3. Узнайте число индексируемых страниц сайта. 
  4. Запросите у продавца отчёты о доходах и расходах и проанализируйте их, ответив на 5 вопросов статьи. 
  5. Рассчитайте приблизительную стоимость домена. 
  6. Определите возраст сайта. 
  7. Проанализируйте качество контента. 
  8. Посмотрите, не применяются ли к сайту санкции поисковых систем. 

Вооружившись этими знаниями, можно смело приступать к поиску сайта. Готовые сайты продаются на различных площадках и аукционах. Мы рекомендуем воспользоваться несколькими проверенными ресурсами: Telderi, PR-CY и BE1.RU. На них также есть инструменты автоматической оценки стоимости. Но лучше не брать их результаты за основу для принятия решения, так как они оценивают только некоторые метрики. 


*Информация в статье не является рекламой и представлена в ознакомительных целях.

Рекомендуем