Причин для найма фрилансера может быть много — высокая загруженность штатных сотрудников или нестандартная задача, специалиста под которую у вас нет. Какой бы ни был повод, прежде чем поручить внештатнику первую задачу, важно грамотно продумать и организовать такой формат работы.
Разберёмся, кто такие фрилансеры и что важно учесть, работая с ними.
Плюсы и минусы работы с фрилансерами
Сотрудник на удалёнке, не связанный с вами официальными трудовыми отношениями, — и есть фрилансер. Он зарабатывает, выполняя заказы для разных работодателей по своему желанию.
Для одних такой сотрудник — возможность передать задачу профессионалу и получить результат, который на 100% устраивает. Для других — мучительное общение и полное непонимание. Словом, такой формат не для всех.
Чтобы понять, подходит ли он вам, подумайте над преимуществами и недостатками такого подхода к выполнению задачи.
Плюсы
- Фрилансер — идеальный временный сотрудник. Например, если ваш специалист ушёл в отпуск или не справляется с сезонной нагрузкой. Или вам нужен исполнитель для разовой узкоспециализированной задачи, а не работник на полный день. Например, копирайтер, чтобы написать рекламную статью к юбилею пекарни или книгу о компании.
- Дешевле, чем нанимать сотрудника или агентство. Конечно, встречается и обратное, но чаще всего с фрилансерами работать выгоднее.
- Он сам организует свою работу. Для него не нужно снимать офис, покупать технику и платные программы для работы. Ваша задача — поставить ТЗ, принять работу и оплатить услугу.
Минусы
- Не все задачи можно передать — из-за безопасности персональных данных или коммерческой тайны.
- Долгий процесс поиска. Чтобы найти подходящего исполнителя — квалифицированного и адекватного — придётся потратить время.
- Нельзя доверять рекомендациям на 100%. Отзывы и рейтинги бывают сильно субъективными. Ведь фрилансер может получить хорошую рекомендацию за простой баннер от непритязательного заказчика и плохую оценку за брендбук, но от требовательного. А для какого-то исполнителя и вовсе: не сорвал дедлайн — уже хорошо.
- Тяжело контролировать ход задачи и, следовательно, результат. Не с каждым фрилансером можно договориться на промежуточные правки. Поэтому вы не можете быть уверены, выполнят ли работу в срок и настолько качественно, насколько вы ожидали.
Что можно доверить фрилансеру
Не все задачи можно передать фрилансеру. Особенно человеку, с которым работаете впервые.
Лучше оставить внутри компании то, что связано с деньгами и конфиденциальной информацией. Например, задачи по бухгалтерии или документообороту. Если вы всё-таки решили найти такого специалиста на бирже или в тематических группах — проверьте всё несколько раз. Не лишним будет поискать информацию об исполнителе на любых других площадках и в соцсетях.
Области, подходящие для фриланса:
- разработка сайтов, игр и мобильных приложений;
- дизайн и 3D-графика;
- реклама и маркетинг;
- копирайтинг и seo-оптимизация.
Примеры задач для фрилансеров:
- разработать брендбук, нарисовать баннер;
- написать текст о компании, статью в блог, текст презентации;
- оптимизировать сайт под ключевики;
- настроить таргетированную рекламу;
- сверстать электронное письмо;
- перевести страницы сайта с иностранного языка или на иностранный.
Тщательнее выбирать фрилансера, если нужно:
- составить договоры;
- разработать финансовый план;
- подготовить отчёты;
- организовать хранение документации.
Где искать фрилансера и как не ошибиться с выбором
Найти фрилансера не так сложно, как сложно выбрать из множества кандидатур опытного и ответственного. Разбираемся в нюансах поиска и в требованиях к будущим исполнителям.
Где искать фрилансера
Есть три варианта: биржи, тематические группы в соцсетях и рекомендации знакомых.
Рекомендации знакомых
Возможно, кто-то из ваших друзей и есть тот самый специалист или знает того, кто вам подойдёт.
Пример поста для поиска фрилансера среди знакомых в «Инстаграме»*
О плюсах этого метода говорят и многие предприниматели. Интернет-сайт www.the-village.ru опубликовал небольшие интервью, где предприниматели делятся опытом работы с фрилансерами. Алексей Тришин, владелец интернет-магазина Triholog.ru подеркнул, что большая часть его сотрудников — фрилансеры по рекомендации знакомых или уже работающих сотрудников.
Преимущества исполнителя по рекомендации:
- сможете напрямую узнать о качествах исполнителя, увидеть реальные работы;
- возможно, удастся устроить личную встречу.
Недостатки:
- услуги стоят дороже, так как нет высокой конкуренции.
Биржи фриланса
Биржи фриланса — это сайты и мобильные приложения. Они работают по принципу сайтов с объявлениями. Вы размещаете задачу, исполнители находят её и предлагают свои услуги, вам остаётся выбрать наиболее подходящий вариант.
Одно из объявлений на fl.ru:
Преимущества бирж:
- много исполнителей в разных областях;
- низкая стоимость услуг из-за высокой конкуренции;
- оплачиваете заказы через безопасную сделку прямо на сайте.
Недостатки:
- на многих биржах общаться с исполнителем можно только через чат платформы и обмениваться контактами запрещено;
- сложно оценить уровень фрилансера. Для профессионалов там слишком мало платят, поэтому их встретишь редко, а от новичков-самоучек не знаешь, чего ожидать.
Популярные биржи:
- fl.ru, freelance.ru, kwork.ru, work-zilla.com — универсальные сервисы, где можно найти разных специалистов: от маркетолога до архитектора;
- advego.ru, ETXT.RU, «Биржа Главреда» — биржи копирайтинга;
- GODESIGNER.RU — поиск исполнителей для задач по дизайну.
Группы в соцсетях
В соцсети «ВКонтакте» по запросу «фриланс» выдаются практически 3 тысячи сообществ.
Выберите подходящее по тематике задачи сообщество и оставьте объявление с кратким описанием заказа и требованиями к кандидату.
За каждое объявление придётся заплатить около 20–50 рублей.
Преимущества поиска в соцсетях:
- прямое общение с исполнителями там, где вам удобно;
- низкая стоимость услуг из-за высокой конкуренции;
- можно узнать о человеке больше, изучив его страницу в соцсети.
Недостатки:
- тысячи групп, где нет никаких фильтров, что затрудняет поиск;
- сложно проверить подлинность портфолио.
Как определить ответственного исполнителя
Если у вас не слишком специфичная задача, найдутся сразу несколько кандидатов. И вам придётся решать, кто справится лучше.
Чтобы не ошибиться с выбором, придумайте небольшое тестовое задание и отправьте кандидатам. Чтобы они не теряли время (и деньги), выполняя его, предложите небольшую плату. Можно вовсе не обозначать, что это проверка, позиционируйте тестовое как первый этап задачи.
Вам придётся немного увеличить бюджет, но зато оцените уровень откликнувшихся.
Проверяя тестовое, пометьте себе:
- как человек принял задачу — пытался ли узнать подробности, глубже в неё вникнуть;
- как общался с вами — вежливо, последовательно, вовремя ли отвечал;
- устроил ли вас результат.
Если все кандидаты примерно одного уровня, ориентируйтесь на собственные ощущения. Выберите того, с кем комфортнее было общаться.
Как построить рабочий процесс
Установить адекватную плату за услугу
Если вы ищите на бирже или в тематических группах в соцсетях, посмотрите, сколько предлагают подобные вам заказчики за похожие услуги. Если вы нашли специалиста через знакомых, узнайте, во сколько им обошлись услуги.
Проанализировав цены, прикиньте, готовы ли вы заплатить немного больше. В сообществе фрилансеров высокая конкуренция, поэтому высокооплачиваемый заказ привлечёт больше внимания. Больше бюджет — больше кандидатов, больше выбора и больше возможность на регулярное и продуктивное сотрудничество.
Обезопасить себя от невыполненной работы
Передать задачу незнакомцу — уже некоторый риск. Нельзя быть до конца уверенным, что к дедлайну она будет готова и соответствовать ТЗ.
Если вы нашли человека на бирже и подключили услугу «безопасная сделка», вы относительно защищены. В случаях, если задачу не выполнят в срок или не по ТЗ, можно запросить свои средства назад.
Если вы нашли фрилансера в соцсетях или его посоветовал кто-то из ваших знакомых, заключайте договор возмездного оказания услуг. Если исполнитель исчезнет с предоплатой или будет требовать гонорар за некачественную работу, вы сможете обратиться в суд. А договор будет вашим доказательством.
Отразите в договоре:
- сроки сдачи работы;
- конечный результат — что и в каком виде вы должны получить;
- сроки оплаты;
- количество возможных правок со стороны заказчика;
- систему штрафов за невыполненное или некачественно выполненное задание.
Правильно поставить ТЗ
Важно помнить, что конечный результат зависит не только от фрилансера, но и от грамотного ТЗ. Насколько полно и чётко вы опишите задачу, настолько приближенный к вашим ожиданиям результат получите.
Подготовили для вас небольшой план с примерами. Когда будете ставить задачу, пройдитесь по нашим пунктам.
- Обозначьте дедлайн и суть задачи.
Пример: до 17 сентября разработать баннер акции на сайт компании.
Лайфхак
Если проект сдавать через 3 месяца, ставьте фрилансеру срок в 2 месяца. Так вы обезопасите себя, если исполнитель не выполнит работу к дедлайну.
- Объясните, какую проблему решаете этой задачей, чтобы исполнитель понял, чему уделить больше внимания.
Пример: до этого у нас не было баннера, акции были на отдельной странице сайта. Наши клиенты не замечали её, поэтому не пользовались скидками, а мы теряли прибыль. Хотим, чтобы клиенты возвращались за второй покупкой.
- Уточните технические детали.
Пример: размер 800 х 60, цветовая гамма должна соответствовать брендбуку. Текст на баннер: -20% на вторую покупку по промокоду DOUBLE.
- Расскажите о своей компании: что продаёте, как себя позиционируете, кто целевая аудитория.
- Прикрепите ссылки на важное: ссылку на сайт, примеры баннеров, брендбук, редполитику.
- Обозначьте, какие промежуточные результаты хотите видеть.
Пример: до 10 сентября нужно согласовать основную картинку на баннер, подготовьте три варианта.
- Оставьте свои контакты (если это не запрещено биржей фриланса).
Первые несколько пунктов вы можете отразить уже в объявлении. Остальные сообщите лично выбранному фрилансеру. Они помогут ему правильно понять задачу и узнать ваши ожидания от сотрудничества.
Подробнее об этой теме мы писали в статье «Как поставить ТЗ копирайтеру».
Отслеживать работу исполнителя (сервисы и трекеры)
Фрилансеры работают удалённо, поэтому отслеживать статус задачи довольно трудно. Если вам необходимо видеть рабочий процесс, подберите удобный инструмент или сервис для общения.
Если вы нашли фрилансера среди знакомых или в группах соцсетей, самый простой вариант для общения — электронная почта и мессенджеры. В них можно отправлять сообщения сразу нескольким людям, обмениваться файлами. Единственный минус — нужное сообщение может затеряться среди других, поэтому пропустить что-то важное здесь проще.
Работать с несколькими фрилансерами удобно в платформах для управления проектами типа Яндекс.Трекер, BaseCamp, Bitrix24. Здесь можно создавать задачи и подзадачи, agile-доски, добавлять исполнителей, наблюдателей, призывать в комментариях нужных людей.
В BaseCamp, к примеру, есть гостевой режим. Он удобен, если вы хотите перевести весь свой рабочий процесс в платформу, но не хотите, чтобы фрилансер видел больше, чем вам нужно. В режиме гостя он сможет видеть только задачи, за которые отвечает.
Трекер времени — подойдёт тем, кто договорился на часовую ставку. Трекер засекает и запоминает время, которое исполнитель потратил на задачу. Добавьте в профиль своей компании нужного человека и просматривайте, как часто и какими интервалами фрилансер выполняет задачу. Примеры тайм-трекеров: clockify.me, toggl.com, logmyhours.com.
Лайфхак
Если вы нашли фрилансера своей мечты и он отвечает вам взаимностью, сделайте его постоянным исполнителем. Предложите повышенную плату, относительно регулярные задачи и комфортный график.
Чек-лист «Как построить работу с фрилансером»
- Найти фрилансера на бирже, в группах соцсетей или спросить контакты у знакомых.
- Проверить отзывы на откликнувшихся кандидатов, поискать о них дополнительную информацию на форумах и в соцсетях.
- Разослать потенциальным исполнителям тестовое задание — выбрать лучшего по его итогам.
- Поставить фрилансеру подробное, но ёмкое ТЗ.
- Составить договор возмездного оказания услуг, если нашли исполнителя через знакомых и соцсети. Указать в нём: конечный результат, сроки работы, условия оплаты, количество правок, систему штрафов.
- Договориться о форме контроля. Где и как часто будете общаться — по почте, в мессенджерах, в платформах для управления проектами.
*Деятельность социальных сетей Instagram и Facebook, принадлежащих компании Meta Platforms Inc, на территории Российской Федерации признана экстремистской и запрещена на основании решения Тверского районного суда города Москвы от 21.03.2022.