В мире существует около 800 доменных зон, так что зарегистрировать новый домен не будет проблемой. Но так было не всегда. До 2011 года существовало всего около 30 доменных зон, и регистрация свободного легко произносимого домена была настоящим испытанием.
Ситуация изменилась благодаря New gTLD — доменным зонам нового уровня, которые указывают на тематику или локальность сайта. Разберёмся, как они появились и в чём их преимущества для бизнеса.
Как появились New gTLD
Любое доменное имя — уникальное название сайта — состоит из нескольких частей, которые разделяются точками. Последняя часть, например, .ru — это домен верхнего или первого уровня.
Домены верхнего уровня совпадают с доменной зоной и разделяются на две категории:
- ccTLD — по странам, так называемые национальные. Некоторые из них (.us — США, .uk — Великобритания, .il — Израиль) появились в 1985 году. Последним на сегодня зарегистрировали кириллический домен Беларуси — .бел в 2014 году.
- gTLD — по теме и назначению сайта.
Первые gTLD-домены появились в 1985 году, и их было всего семь:
- .com,
- .edu,
- .gov,
- .mil,
- .net,
- .org,
- .int.
С 1985 по 2010 год ICANN (Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами) добавила около 20 новых зон, но и этого оказалось недостаточно.
Нехватка зон связана с тем, что к 2010 году многие бизнесы начали развиваться не только в офлайне, а большая часть — существовать только в онлайне. Создавать доменные имена в таком небольшом количестве зон стало сложно.
Поэтому ICANN в 2011 году презентовала New gTLD — новые домены верхнего уровня. В 2012 году ICANN начала принимать заявки на новые доменные зоны. Среди New gTLD: .shop, .club, .online, .store, .moscow и другие зоны, которые указывают на назначение сайта или его локальное размещение. Выбрать подходящее доменное имя стало проще, а мировое доменное пространство стало разнообразнее.
До появления New gTLD доменные зоны существовали для общественно значимых сфер (.museum — музеи, .edu — учебные заведения США, .travel — туристическая индустрия), назначений сайта (.pro — для профессионалов и .biz — для бизнеса) и вида организации (.com — коммерческая организация, .org — некоммерческая). Теперь же оформить запрос на свою доменную зону может любое юридическое лицо в рамках специально организованных этапов, очередной из которых по текущим прогнозам пройдет не ранее 2022 года.
Регистрировать или нет новую доменную зону — решает ICANN.
Почему стоит выбрать New gTLD
Запуск доменных зон New gTLD открыл перед предпринимателями новые возможности и значительно упростил им жизнь.
Проще зарегистрировать подходящее доменное имя
С помощью New gTLD решилась главная проблема — зарегистрировать нужное доменное имя стало проще. Когда все сайты находились в паре десятков зон, предпринимателям приходилось выкручиваться, чтобы придумать название, которое ещё никто не зарегистрировал. И при этом оно должно было легко произноситься, печататься и раскрывать суть бизнеса.
Пользователи представляют, что их ждёт на сайте
В названии зон New gTLD уже содержатся назначения бизнеса. Например, .shop — для интернет-магазинов, .news — для новостных страниц и так далее.
Увидев доменную зону, человек примерно понимает, на какой сайт перейдёт. Таким образом страницу посещают более целевые пользователи.
Большинство доменов из зон New gTLD стоят дешевле
Самые популярные зоны в мире — .info, .biz и .com. Кроме того, в большинстве стран наиболее привлекательные зоны — национальные (например, в России это .ru). Поэтому до появления New gTLD зарегистрировать домен с хорошим названием было не просто сложно, но и дорого, потому что приходилось покупать его на вторичном рынке.
Домены в New gTLD часто стоят дешевле, потому что:
- из-за большого количества зон уменьшилась конкуренция за адекватное доменное имя,
- новые доменные зоны пока не так популярны, как национальные или .com.
Легче мониторить конкурентов
Зоны New gTLD делят мировое доменное пространство на отраслевые ниши. В них проще ориентироваться — если вы планируете создать или купить домен в какой-либо зоне, можно поискать другие сайты в этой же зоне и узнать, что предлагают конкуренты.
Кроме того, New gTLD помогают найти нужных специалистов. Например, если вам требуются дизайнеры, их можно искать в зоне .design.
Минусы New gTLD
Несмотря на то, что большинство доменов в New gTLD стоят дешевле, цена таких нишевых зон, как .bank или .cars намного выше средней. Но, например, .xyz или .icu можно купить недорого — дело в том, что они не означают ничего конкретного и аудитория пока к ним не привыкла.
Кроме того, так как новые доменные зоны пока не очень популярны, не все пользователи запомнят, что сайт находится не в привычной им доменной зоне, а, например, на .shop. Однако лучше выбрать менее известную доменную зону, чем зарегистрировать неочевидное доменное имя на .ru.
О том, как придумать хорошее доменное имя и выбрать нужную зону, читайте в нашей статье.
Итог
Новые доменные зоны New gTLD расширили мировое интернет-пространство и привнесли в бизнес положительные изменения:
- В New gTLD проще зарегистрировать подходящее доменное имя.
- Пользователи понимают, что их ждёт на сайте, поэтому на него заходят более целевые посетители.
- Домены в новых зонах часто стоят дешевле.
- Предпринимателям проще ориентироваться на своём рынке и мониторить конкурентов.
Но есть два минуса:
- домены в нишевых зонах вроде .bank или .cars стоят дорого,
- есть пользователи, которые не запомнят, что сайт находится не в привычной доменной зоне.
Однако лучше выбрать менее известную доменную зону, чем зарегистрировать неочевидное доменное имя в популярной зоне.
Говорим о New gTLD с экспертом RU-CENTER Сергеем Горбуновым на нашем YouTube-канале.