Как сделать правильную структуру сайта для SEO
9 июля 2021

Правильная структура помогает посетителю понять, о чем сайт, и решить свою проблему. Поисковые системы так быстрее и точнее сканируют и индексируют сайт и ранжируют его в поисковой выдаче по ключевым словам. В этой статье расскажем пошагово, как построить архитектуру сайта, удачного с точки зрения SEO.

Собираем семантическое ядро

Семантическое ядро — это набор ключевых слов и фраз, по которым сайт будет выдаваться в поисковой выдаче. Без него создать SEO-пригодный сайт не получится. Подумайте, что ищут пользователи, какой контент предложить и что еще им может быть интересно.

С этим помогут Подбор слов Яндекса и Google Trends. Для примера возьмем магазин растений для офиса и дома. Начните с простых фраз: «растения для дома», «какое растение выбрать», «неприхотливые растения». Посмотрите, что предложат сервисы, и соберите наиболее популярные запросы. 

Введите запрос в поисковую строку сервиса «Подбор слов»: выдача покажет, что еще ищут люди и какие есть похожие запросы

В ближайшее время мы выпустим статью о том, что такое семантическое ядро и как его собрать. Из нее вы узнаете, как из множества фраз выбрать нужные и правильно распределить их по страницам сайта.

На этом этапе важно проанализировать конкурентов. Введите в «Гугле» и «Яндексе» ключевые запросы, которые вы определили ранее, и посмотрите, кто в первой десятке поисковой выдачи. Оцените их структуру как клиент: как построены сайты, какой контент, какие есть разделы и что подойдет для вашего.

Можно воспользоваться сервисами для анализа конкурентов. Введя адрес сайта конкурента, вы получите ключевые слова и популярные страницы, которые приносят максимум трафика.

Источник: сервис «Анализ конкурентов» от SE Ranking

Строим архитектуру

Архитектура сайта — это то, как сгруппированы и связаны между собой страницы сайта и контент. Сайт будет хорошо ранжироваться, если информация на нем соответствует запросам посетителей.

Самая популярная и универсальная структура — плоская silo-структура. В ней от главной до любой другой страницы нужно минимальное количество кликов. Чем ближе страница к главной, тем легче ее найти, а боту поисковых систем — просканировать ее.

В такой структуре страницы поделены на группы по темам. Каждая страница связана со страницей выше и ниже себя по смыслу и полнее раскрывает запрос пользователя.

Пример silo-структуры

Начните с главных разделов, которые охватывают широкие темы, и исходите из ключевых запросов. В примере о сайте с растениями это «Растения», «Уход» и «Доставка». Далее подразделы, которые подробнее рассматривают темы: «Уход» → «Как ухаживать за растениями» и «Наборы для ухода». Потом конкретные страницы: «Как ухаживать» → «Как поливать», «Как пересаживать» и другие.

Для каких-то разделов вам могут не понадобиться подразделы и карточки товаров, как для «Доставки», например. В разделе «Продукты» могут сразу идти карточки товаров, если у вас их немного. Все индивидуально, но вертится вокруг одного — удобства для пользователя.

На этом этапе хорошо использовать программы, которые помогут визуализировать архитектуру, например Octopus.do. Так вы увидите, как все связано, понятна ли навигация и не дублируется ли информация.

Архитектура сайта, созданного в Octopus.do.

Когда создаете архитектуру сайта:

  • Предусмотрите масштабируемость — возможность добавлять категории и страницы. Новые товарные категории и товары легко добавить в текущую структуру. Сайт останется понятным для клиентов и поисковых систем, и его не придется переделывать.
  • Назовите категории и страницы понятно: пусть они отображают суть содержания. Так пользователи и поисковые роботы поймут, что внутри. Например, сразу понятно, что в категории «Футболки», а вот что скрывается за названием «Разное», неизвестно.
  • Следите за актуальностью. Проверяйте, чтобы не было устаревшего контента, товаров, которые вы уже не продаете, и новостей за прошлый год.

Прорабатываем страницы и оптимизируем навигацию

Как собрали основную структуру, переходите к планированию страниц и навигации. Помогите посетителю найти на странице то, что он ищет, и не потеряться на сайте. Вот основные способы.

Хедер. Элемент сайта вверху страницы, который обычно содержит меню, контакты, поля для поиска, выбора языка или города. Сюда выносят самые важные разделы для конкретного бизнеса, например каталог, доставку и тарифы.

Источник: atumatu.ru

Иерархическая структура URL. Пусть адрес страницы подсказывает, где сейчас находится посетитель. Например, catalog/furniture/9384-starinnyj-pismennyj-stol. Для этого стоит использовать понятные и короткие слова и ставить между фразами дефисы вместо нижнего подчеркивания: для поисковых роботов дефис — это пробел между словами, а нижнее подчеркивание соединяет части слова. Ключевые слова в URL-адресе помогут в ранжировании.

Хороший пример URL-адреса. Источник: kontora-k.ru

Неудачный пример URL-адреса. Источник: ceramum.ru

Меню. Меню должно содержать все основные разделы сайта, которые могут пригодиться посетителю. Оно располагается вверху страницы, в левой части экрана или в футере и должно быть доступно на главной странице: это важно для поисковой оптимизации.

Можно зафиксировать меню (слева или сверху): посетитель в любой момент при скролле найдет нужный раздел. Продумайте, как будет выглядеть меню в мобильной версии сайта: обеспечьте видимый значок меню и легкораскрываемые категории.

Пример фиксированного сверху меню: оно остается на месте при скролле страницы. Источник: buro247.ru

Разбивка страницы. Так быстрее загрузится страница, проще передвигаться по сайту и смотреть товары. Если у вас много позиций в категориях, их можно показать разными способами. Примеры разбивки:

  • разбить по страницам — самое простое и распространенное решение:

Нужно нажать на следующий номер страницы, чтобы посмотреть еще товары. Источник: 4fresh.ru

  • просмотреть все — с этой функцией можно раскрыть все позиции в категории на одной странице:

Нажав на кнопку «Показать все», вы увидите все товары. Источник: ru.puma.com

  • загрузить еще — похоже на вариант «Просмотреть все», только товары выгружаются частями:

Постоянно нажимая на кнопку «Загрузить еще», вы будете видеть все больше товаров. Источник: vetergrocery.ru

  • бесконечная прокрутка — новые товары в подборке появляются при скролле:

Результаты в подборке постоянно загружаются на страницу. Источник: monki.com/ru_ru/

Фильтры и сортировка. С ними посетитель быстрее найдет то, что ему нужно. Продумайте все возможные варианты фильтров и сортировки: какие характеристики и их комбинации важны для клиентов. Главное, чтобы все это не выглядело громоздким и не мешало просматривать страницу.

Удобные и компактные фильтры, которые появляются при скролле вверх. Источник: asos.com/ru

Хлебные крошки. Это элемент навигации, который показывает путь к разделу, где сейчас находится посетитель. Например, главная страница / раздел / подраздел / страница. Так удобнее сориентироваться и вернуться с конкретной страницы на общие.

Хлебные крошки. Источник: ozon.ru

Футер. Блок внизу страницы, который отделяет текст от края экрана. Здесь размещают контакты, ссылки на соцсети и кнопки шеринга, пользовательские соглашения, FAQ и форму подписки на рассылку. Часто в футере дублируются основные разделы меню.

Источник: 365detox.ru

Карта сайта. Это кликабельный список всех страниц сайта и их иерархия. Поможет поисковым роботам индексировать сайт быстрее: карта подскажет им, какой контент есть на сайте и как его найти.

Фрагмент карты: сайт издательства. Ссылки кликабельные. Источник: alpinabook.ru

Собираем все воедино

Главное правило все то же: контент каждой страницы должен соответствовать запросу посетителя. Нужно связать страницы, которые помогут посетителю закрыть его вопросы и совершить любое целевое действие, а поисковым роботам — сканировать и индексировать страницы.

Страницы каждого уровня связаны со страницами выше и ниже себя. А страницы одного уровня, близкие по теме, — между собой

Не стоит ссылаться на все подряд: если темы страниц будут логически несвязанными, читатель, скорее всего, уйдет с сайта. Лучше концентрироваться на полезных страницах для посетителей. Через некоторое время после запуска сайта посмотрите тепловые карты кликов: например, в Google Analytics и «Яндекс.Метрике». Так можно изменить расположение ссылок и удалить ненужные.

Соединяем страницы, связанные по контексту. Перелинковки — это ссылки с одних страниц на другие. Важно делать перелинковку не только по иерархии «Растения» ⇄ «Фикус». Страницы одного уровня тоже нужно связать между собой, например «Фикус» — «Бегония». Эффективнее делать это, когда товары, статьи или подкатегории связаны по смыслу. Фикус и бегония — неприхотливые растения, которые подойдут для новичков, поэтому перелинковка тут уместна.

Можно еще показать другие модели из коллекции. Источник: jewelry-in-august.com

Говорим на важных страницах о новых. На главную страницу можно добавить блок «Новинки», «Новое в блоге» или «Последние новости». Так недавно появившиеся страницы будут заметны посетителям и поисковым роботам.

Пример блока «Последние новости». Источник: interfax.ru

Даем ссылки в новых статьях на старые. Попробуйте в каждом свежем контенте ссылаться на несколько старых материалов, если это уместно. Это помогает установить путь к новым страницам и повысить просмотры старых.

Кратко: как сделать правильную структуру сайта

  • Начните с клиента: сайт будет хорошо выдаваться в поиске, только если соответствует запросу посетителей. Сервисы «Подбор слов Яндекса» и Google Trends помогут определить ключевые запросы.
  • Проанализируйте конкурентов: это поможет представить, что может быть в вашей структуре. Введите ключевые запросы в «Гугле» и «Яндексе» и посмотрите сайты в первых строках выдачи.
  • Спланируйте архитектуру сайта: помогите посетителю максимально быстро решить проблему. Возьмите на вооружение silo-структуру: страницы объединены по темам и от главной до любой другой нужно минимальное количество кликов. Используйте программы визуализации, чтобы лучше представить будущую структуру.
  • Постройте навигацию: помогите посетителям быстро и просто попасть на нужные страницы. Меню, фильтры и сортировка, хедер и футер, иерархическая структура URL и хлебные крошки, карта сайта и разбивка страницы справятся с этим.
  • Сделайте перелинковку: соедините страницы по темам, а новые со старыми. Только не нужно ссылаться на все страницы подряд. Здесь сохраняется главное правило: контент каждой страницы должен закрывать запрос посетителя.
  • Проверьте и протестируйте сайт, когда он будет готов. Посмотрите структуру вместе с коллегами и знакомыми: понятна ли навигация, удовлетворяется ли запрос, удобно ли переходить между страницами. Пригодятся сервисы поисковых систем или, например, www.semrush.com/siteaudit/ с каких страниц люди уходят, где задерживаются и больше покупают.

Рекомендуем