Вы сидите у ноутбука и не понимаете, что происходит. В браузере открыт ваш сайт, но адрес у него почему-то другой — точно чужой. Вы попали в распространённую ситуацию: ваш сайт украли.
Мы уже писали о том, что делать, если кто-то присвоил ваши фото. Теперь разберёмся, как быть, если кто-то полностью скопировал ваш сайт.
Как могут украсть ваш сайт
Наиболее распространённый способ копирования контента — парсинг сайта.
Сам по себе парсинг — это не зло, если использовать его законно. Фактически это просто автоматизированный процесс извлечения данных с чужого сайта. С помощью парсеров можно отслеживать цены интернет-магазинов в открытом доступе или собирать данные для исследования рынка.
Но мошенники часто пользуются парсингом в корыстных целях.
Злоумышленники могут сохранить страницы вашего сайта в форме статичного html/css/js кода. Делается это с помощью специальной программы-парсера. Она обходит весь сайт, сохраняет файлы в отдельную папку и заливает её на хостинг. Останется прикрепить домен — и новый сайт готов.
Также мошенники могут не скопировать ваш сайт, а подделать айдентику: создать очень похожие шрифты, логотип, цвета, добавить контент, обязательно похожий на ваш, но немного переработанный, чтобы успешно индексироваться поисковиком. Это довольно затратный способ и применяется нечасто. Обычно таким образом подделывают крупные торговые бренды с мощным трафиком, чтобы уводить клиентов.
Ваш ущерб
Создание копии вашего сайта может причинить серьёзный вред вашему бизнесу.
Раньше наличие сайта-клона могло существенно навредить позициям сайта-оригинала в выдаче поисковика. Двойник даже мог занимать лучшие позиции в сравнении с оригиналом.
Сегодня поисковики научились определять оригинальные сайты, а те, которые копируют контент, — пессимизировать в выдаче. Но если злоумышленник немного переделал заимствованный у вас контент и добавил уникальности, то его сайт может индексироваться и присутствовать в результатах поисковой выдачи, отвлекая пользователей от оригинала.
Это точно может навредить безопасности ваших клиентов и репутации бренда.
Кража паролей
На странице-клоне мошенники ставят перехватчики данных для входа в личный кабинет. То есть все пароли, которые ваши покупатели введут на ложной странице, будут украдены. Использовать злоумышленники их могут по-разному: станут отменять заказы на настоящем сайте, выманивать деньги у клиентов, портить мнение о компании или рассылать спам.
Потеря репутации
Вследствие всего этого вы будете терять репутацию — ведь мошенники пытаются обмануть ваших клиентов. Отрицательные отзывы и снижение доверия неизбежны.
Что делать?
Зафиксируйте нарушение
Нашли незаконный клон вашего сайта — сделайте скриншот. Злоумышленник может в любой момент удалить данные с сервера или просто закрыть доступ к украденным страницам.
Обратитесь к нотариусу: он зафиксирует нарушение, осмотрит подозрительные страницы, составит и заверит протокол осмотра. Для верности вы можете также снять украденный сайт на фото и видео самостоятельно.
Загляните в настройки
Убедитесь, что канонические (главные) страницы вашего сайта выделены верно. О том, как консолидировать повторяющиеся URL, подробно можно прочитать в справочном центре Google*.
Зайдите в настройки сайта в Google Search Console*. Выберите пункт «Конфигурация», после — «Настройки». Здесь отметьте «Отображать URL-адреса как “ваш домен”» вместо «Не устанавливать основной домен». Так вы укажете Google* на главное зеркало сайта.
Также полезно проверить зеркала вашего сайта в Яндекс.Вебмастере.
Приготовьте доказательства ваших прав на сайт
Сайт — это полноценный объект интеллектуальной собственности, составное произведение. На каждый его элемент существуют отдельные права.
Что входит в понятие «сайт»:
- программный код;
- скрипты;
- дизайн;
- доменное имя;
- товарный знак;
- логотип;
- контент;
- шрифты;
- базы данных и пр.
На каждый элемент сайта — код, дизайн, иллюстрации, шрифт — распространяются отдельные авторские права. Но и сам сайт как совокупность всех этих частей — тоже объект авторского права. Оно распространяется на уникальное расположение деталей: автор творчески их расположил и создал нечто цельное.
Если кто-то копирует ваш сайт, то нарушает целый букет прав: отдельно — на сам сайт, и отдельно — на каждый его элемент. Соответственно, если вы выиграете суд, компенсацию он будет платить и за то, и за другое. Размер штрафа может получиться весьма крупным.
Как доказать свои права на сайт
1. Запросите подтверждение права на домен у своего регистратора.
Это может быть справка, в которой указаны данные администратора домена. Она пригодится вам при обращении в правоохранительные органы в случае официального разбирательства.
Какой регистратор поддерживает ваш домен, вы можете узнать с помощью сервиса Whois.
2. Договоритесь о передаче или покупке прав на все части сайта заранее и на сам сайт сразу же по его готовности.
Напоминаем, что авторские права распространяются на всё: от скриптов и товарных знаков до иллюстраций и фирменного шрифта. Над сайтом обычно работают несколько человек. Чтобы стать полноправным владельцем готового продукта и всех его частей, необходимо договориться с автором о передаче прав и прописать это в договоре.
3. Позаботьтесь о правильно составленных документах, подтверждающих права на контент. Это могут быть:
- лицензионные договоры,
- договоры об отчуждении исключительного права,
- договоры авторского заказа,
- акты приёмки-передачи выполненных работ,
- свидетельства о выплате вознаграждения,
- трудовые договоры и прочее.
Очень важно правильно составить договор на разработку и приложения к нему. В этих документах обычно есть вся анатомия и биография сайта: структура, дизайн, отличительные особенности и т. п. Именно здесь можно прописать условия передачи авторских прав от разработчика — вам.
Пример договора о передаче прав на видеоматериалы
Если вы не оформили с разработчиком сайта договор, суд может посчитать, что у вас нет прав ни на сайт, ни на контент, подготовленный подрядчиком. Получается, в этом случае вы сами станете нарушителем исключительных прав.
Но вы всё же можете доказать, что договаривались с подрядчиком, пусть и неофициально. Поднимите всю переписку, коммерческое предложение, счёт за услуги подрядчика и закрывающий акт.
4. Переписка, наброски и исходники тоже помогут доказать ваши права. Это общение со всеми подрядчиками: программистами, фотографом, иллюстратором, дизайнером, копирайтером. Рабочие наброски, первоначальные и отложенные варианты тоже принимаются судом в качестве дополнительного свидетельства прав собственности.
5. Поместите в подвал всех страниц сайта знак охраны авторского права — ©, укажите имя автора или название компании, год создания портала. Не помешает также текст запрета на использование контента без письменного согласия правообладателя. Это не только поможет доказать ваши права, но и отпугнёт плагиаторов. Такой способ слабо действует один, лучше использовать его вместе с другими из этого списка.
Знак авторского права на RU-CENTER
6. Как только ваш сайт будет готов, обратитесь к нотариусу: пусть заверит распечатки всех страниц. Так вы получите специальное свидетельство, где будет указано время обращения.
7. Депонируйте материалы сайта: передайте их на регистрацию и хранение специальной компании. Там зафиксируют дату подачи материалов, оставят ваш сайт у себя и выдадут вам сертификат о депонировании. Этот документ станет дополнительным доказательством ваших прав.
8. Воспользуйтесь сервисом по проверке сайтов на уникальность. Услуги таких компаний платные, после проверки вы получите специальное свидетельство, которое необходимо заверить у нотариуса. Такой способ тоже можно применять, правда, это довольно дорого и не всегда работает.
Попробуйте договориться мирно
Напишите владельцам сайта-клона. Контакты и другую информацию можно найти с помощью сервиса Whois.
Если воришки молчат, не идут на контакт или проявляют агрессию, напишите претензию. Можно действовать, как в статье о том, что делать, если у вас украли фото: смотрите шаги 4–6.
Не удалось договориться мирно? Идём дальше.
Обратитесь в поисковики
В Google*
Напишите в Google Search Console*. Лучше заполните сразу две формы по ссылкам: «Сообщить о веб-спаме»:
Скриншот формы «Сообщить о веб-спаме»
и «Фишинг»:
Скриншот формы «Фишинг»
В Яндекс
Сообщите о нарушении в Яндекс: «Пожаловаться на сайт, найденный в результатах поиска».
Формы для жалоб в Яндекс.Справке
Выберите причину, из-за которой вы хотите заблокировать сайт, и заполните форму. В нашем случае подходят следующие варианты:
- Спам, вирусы, фишинг;
- Контент, нарушающий авторские права;
- Клевета, недостоверная информация, мошенничество, иные нарушения на сайте.
Важно: если поисковики примут вашу жалобу, они удалят ссылку на мошеннический сайт из выдачи, но не заблокируют доступ к нему.
Обратитесь к регистратору домена
Среди найденной в Whois информации о мошенническом сайте должны быть данные о регистраторе. Если статус домена — UNVERIFIED, это значит, что пользователь не подтвердил свои данные документально.
Если это так, напишите регистратору с просьбой проверить, верифицировать владельца домена. Есть вероятность, что этот человек не сможет подтвердить свою личность или права на домен. Тогда его отвяжут от сервера и мошеннический сайт перестанет работать.
Подавайте в суд
Вы сделали всё, что могли: собрали доказательства, зафиксировали нарушения, написали во все доступные инстанции, — а сайт-клон всё ещё работает? Пора идти в суд. Для защиты своих интересов найдите юриста с опытом работы в подобных делах. Если вы победите, проигравшая сторона, скорее всего, будет обязана возместить вам все судебные расходы.
Что грозит нарушителю
За нарушение авторских прав предусмотрены гражданская, уголовная и административная ответственности.
Если обвиняемый — юридическое лицо и уже не первый раз попадается на нарушении прав на результаты интеллектуальной деятельности и товарные знаки, суд по требованию прокурора может ликвидировать это юрлицо.
Штрафы
Если вы — автор или правообладатель сайта, в суде вы можете требовать:
- возмещения убытков;
- выплату компенсации от 10 тыс. до 5 млн руб.;
- двукратную стоимость экземпляров произведения;
- стоимость права использования сайта.
Согласно Уголовному кодексу РФ, ответственность за плагиат — это:
- штраф до 200 тыс. руб.;
- штраф в размере зарплаты или иного дохода нарушителя за период до 18 месяцев;
- обязательные работы сроком от 180 до 240 часов, либо арест на 3–6 месяцев.
Конечно, это только общие цифры. Что грозит нарушителю именно в вашем случае, зависит от множества факторов и будет понятно только в суде.
Как защититься от кражи
К сожалению, никак. Но можно отслеживать появление таких сайтов-клонов.
Пара советов:
- Слушайте клиентов: часто именно они находят фишинговые сайты. Читайте отзывы о компании, отвечайте по всем каналам обратной связи, реагируйте на обращения, в том числе в соцсетях.
- Постоянно мониторьте интернет в поисках двойников вашего сайта. Возьмите за правило проверять инфополе хотя бы раз в 1–2 недели. Например, проверяйте контент основных страниц вашего сайта через сервисы проверки текста на уникальность (Advego, Text.ru и др.). В результатах вы увидите ссылки на те сайты, которые копируют ваши текстовые материалы. Так вы наверняка не упустите появление клона и сможете быстро пресечь его незаконную деятельность. Также можно использовать автоматические сервисы.
Говорим о мошенничестве в интернете и защите бренда с экспертом RU-CENTER Сергеем Горбуновым на нашем YouTube-канале.
*Информация в статье не является рекламой и представлена в ознакомительных целях.