Сайт — практически визитная карточка любого бизнеса, поэтому он должен работать без ошибок и быть всегда доступен. Для этого важно проводить технический аудит: он подскажет, какие ошибки и уязвимости есть в работе сайта и как их исправить. Рассказываем подробнее, что такое технический аудит сайта, как его правильно провести и на что обратить внимание в процессе.
Что такое технический аудит сайта
Технический аудит сайта — это анализ и диагностика различных аспектов веб-сайта, которые могут влиять на его безопасность, функционал или поисковую оптимизацию:
- структуры,
- навигации,
- кода,
- скорости загрузки,
- наличия дублей страниц и битых ссылок,
- индексации страниц,
- настроек безопасности и других.
Подробнее о том, какие технические факторы влияют на ранжирование страницы в поиске.
Технический аудит можно проводить вручную или автоматически с помощью специализированных программ и сервисов, которые выполняют проверку веб-сайта по заранее заданным требованиям.
Зачем нужно делать технический аудит сайта
Технический аудит поможет найти и устранить ошибки, которые влияют на работу сайта. Например, после устранения технических ошибок сайт может быстрее загружаться, выше отображаться в результатах поиска, а контент будет легче восприниматься. Пользователям будет проще находить сайт и пользоваться им: ничто не будет мешать просматривать больше товаров и завершать заказы, и вы не будете упускать прибыль.
Что можно делать с помощью технического аудита сайта:
- Обнаруживать и исправлять ошибки, которые могут мешать корректному отображению и работе сайта.
- Улучшать поисковую оптимизацию (SEO) для лучшей индексации сайта поисковыми системами и роста позиций веб-ресурса в поиске.
- Повышать безопасность сайта. Проверка на уязвимости и настройка защиты снижают риск потери данных от случайных поломок и хакерских атак.
- Улучшать пользовательский опыт. Технический аудит помогает найти проблемы, которые мешают пользователям быстро и удобно использовать сайт, и решить их. Устранение таких недостатков может помочь увеличить лояльность и конверсию.
- Экономить ресурсы. Если заранее выявить и решить технические проблемы, компании не придется тратить свои ресурсы на устранение более серьезных и дорогостоящих последствий этих проблем.
Какие есть инструменты для технического аудита
Google Search Console
Этот бесплатный сервис от Google предоставляет информацию о том, как поисковая система видит ваш сайт. Вы можете проверить индексацию страниц, наличие дублей страниц, ошибки на сайте, скорость загрузки страниц и другие ключевые показатели. Также Google Search Console позволяет находить и исправлять проблемы с SEO.
«Яндекс Вебмастер»
Аналогично Google Search Console, «Яндекс Вебмастер» предоставляет инструменты для анализа и мониторинга сайта с точки зрения поисковой системы «Яндекс». Здесь можно узнать о проблемах с индексацией, ссылочным профилем, настройками безопасности и других.
Google PageSpeed Insights
Этот бесплатный инструмент от Google анализирует скорость загрузки страниц сайта и предоставляет информацию о проблемах, замедляющих работу, а также рекомендации по их устранению. PageSpeed Insights учитывает различные параметры, например, насколько быстро загружаются изображения, дизайн и код сайта.
Topvisor
Это онлайн-сервис для SEO-специалистов и владельцев сайтов. С его помощью можно автоматически находить технические ошибки, такие как битые ссылки, дубликаты страниц, ошибки загрузки и неверные коды ответа сервера.
Кроме этого, с помощью Topvisor можно получать отчеты об изменениях позиций в поиске, проверять тексты на уникальность и оптимизировать контент.
Как провести технический аудит
Изучите сайт
Это можно сделать самостоятельно или попросить тех людей, кто еще не пользовался вашим сайтом: так оценка будет объективнее. Посмотрите, насколько хорошо грузятся страницы, нет ли битых ссылок, обрезанных картинок, пустых страниц. Если вы находите какие-то ошибки, значит, полноценный аудит сайта необходим.
Определите цели и задачи аудита
Цели аудита могут быть разными: улучшение позиций сайта в поисковой выдаче, увеличение трафика на сайте, повышение конверсии и т. д. Задачи аудита зависят от конкретных проблем, которые вы хотите решить.
Например, если у вас медленно грузится сайт, целью аудита будет увеличение скорости загрузки страниц. Если некорректно отображаются картинки, то целью будет оптимизация изображений на сайте.
Определите методы и инструменты для аудита
Решите, как вы планируете работать: проводить аудит самостоятельно вручную или подключить дополнительные программы и сервисы. С техническим аудитом могут помочь специальные сервисы, о которых мы рассказали выше. Выбирайте те, которые подходят для ваших задач.
Например, проанализировать скорость загрузки страниц поможет Google PageSpeed Insights, а найти дубликаты страниц — Topvisor.
Соберите данные и проанализируйте текущую ситуацию
Например, это может быть информация о количестве индексируемых страниц, скорости загрузки сайта, количестве обратных ссылок и т. д. На основе этих данных проведите анализ сайта и определите проблемы, которые уже влияют на работу веб-сервиса.
К примеру, на этом этапе технического аудита можно выяснить, что изображения на сайте много весят, поэтому сайт медленно грузится, а поисковые системы плохо индексируют сайт, потому что карта сайта или файл robots.txt составлены с ошибками.
Ниже мы расскажем, на какие проблемы нужно обратить внимание при проведении технического аудита.
Оцените результаты аудита
Сформулируйте рекомендации по устранению технических ошибок и оптимизации сайта. Рекомендации могут быть связаны с грамотной настройкой индексации, повышением скорости загрузки страниц, оптимизацией изображений и т. д.
Например, при большом весе изображений рекомендацией будет уменьшить их размер, а при плохой индексации сайта — правильно настроить robots.txt и sitemap.xml.
Разработайте план, что делать с результатами аудита
Это последний этап, на котором вы решаете, как использовать результаты аудита: создайте план и учтите все рекомендации. План должен быть четким и конкретным, с указанием приоритетов и сроков реализации каждого пункта. Затем внедряйте план в работу. Это можно сделать самостоятельно при достаточных навыках или же обратиться к соответствующим специалистам.
Например, с оптимизацией изображений для сайта могут помочь дизайнеры, а с настройкой robots.txt и sitemap.xml — веб-мастера или SEO-специалисты.
Чек-лист: на что обратить внимание во время аудита
Структура сайта и URL
Что проверить. Насколько хорошо организована структура сайта, какие URL (адреса страниц сайта) используются для отображения страниц.
Какие ошибки искать:
- дублирующиеся страницы,
- неправильно настроенные URL, например слишком длинные или содержащие непонятные символы.
Как исправить. Оптимизировать структуру сайта, устранить дубликаты страниц, использовать правильные URL.
Метаданные и микроразметка
Что проверить. Правильно ли настроены метаданные страниц и использована ли микроразметка.
К метаданным в первую очередь относятся заголовки и описания страниц — Title и Description. Самые частые ошибки в их использовании: Title и Description могут отсутствовать, быть длиннее, чем рекомендуют поисковые системы (до 60 и до 150 символов без пробелов соответственно), не содержать необходимых для продвижения ключевых слов.
Микроразметка — это специальные теги, которые помогают поисковым системам лучше понимать содержание страницы и показывать в поиске более точные результаты. Ошибки в использовании тегов микроразметки могут приводить к тому, что сайт будет неверно отображаться в выдаче поисковых систем. Например, если вы используете микроразметку для отображения оценок товаров, но указываете неправильный формат или тип данных, то поисковая система может не распознать эту информацию и не отобразить оценки в результатах поиска.
Какие ошибки искать:
- неправильно настроенные Title и Description,
- неверное использование микроразметки.
Как исправить. Настроить правильные метаданные страниц, улучшить микроразметку.
Технические параметры сайта
Что проверить. Насколько хорошо настроены технические параметры сайта, включая скорость загрузки, безопасность сайта и доступность его на всех устройствах.
Какие ошибки искать:
- низкая скорость загрузки страниц,
- отсутствие SSL-сертификата,
- неправильная работа сайта на мобильных устройствах.
Как исправить. Оптимизировать скорость загрузки страниц, установить SSL-сертификат, использовать адаптивный дизайн или создать мобильную версию сайта.
Ссылочный профиль и настройки редиректа
Что проверить. Какие сайты ссылаются на данный веб-сервис, правильно ли настроены редиректы при переносе/удалении страниц или изменении URL.
Какие ошибки искать:
- наличие битых ссылок,
- настройка редиректа с ошибками,
- некачественные внешние ссылки, их отсутствие или, наоборот, слишком большое количество покупных ссылок.
Как исправить. Удалить некорректные ссылки, правильно настроить редирект, проверить качество и количество обратных ссылок — тех, которые ведут на ваш сайт с других ресурсов.
Оптимизация изображений
Что проверить. Какие изображения используются на сайте и насколько они оптимизированы для быстрой загрузки и удобного отображения на разных устройствах, указаны ли атрибуты alt и title.
Какие ошибки искать:
- использование тяжелых и неподходящих форматов изображений,
- неправильное масштабирование изображений,
- отсутствие или неверное заполнение атрибутов alt и title,
- некорректная верстка изображений.
Как исправить. Настроить верстку изображений, оптимизировать их размеры и форматы, уменьшить их вес. Грамотно использовать атрибуты alt и title для улучшения SEO.
Доступность для поисковых роботов
Что проверить. Доступен ли сайт для поисковых роботов, какие страницы и файлы открыты/запрещены для индексации и правильно ли настроены robots.txt и sitemap.xml.
Какие ошибки искать:
- отсутствие или неправильная настройка robots.txt и sitemap.xml,
- запрет индексации страниц, которые должны быть в поиске,
- разрешение на индексацию страниц, которые не должны попасть в выдачу, например технических и т. д.
Как исправить. Правильно настроить robots.txt и sitemap.xml, разрешить поисковым роботам индексацию всех нужных страниц и закрыть от индексации те, которые пользователи не должны видеть.
Что делать после завершения аудита
Важно помнить, что техническая оптимизация сайта — это не единственный фактор, влияющий на его работу. Также важно работать над контентом, юзабилити, поведенческими и другими факторами, которые могут влиять на ранжирование сайта. Кроме того, необходимо регулярно проверять сайт на наличие новых технических проблем и работать над их решением, чтобы ресурс оставался конкурентоспособным и удобным для пользователей. Чем лучше работает сайт и чем меньше на нем ошибок, тем меньше вероятность, что из-за них вы будете терять посетителей.