Этим летом Роскомнадзор снял ограничения доступа к «Телеграму». А значит, теперь нет необходимости в обходе блокировок, и бизнес может официально присутствовать в мессенджере.
Разбираемся в особенностях площадки и возможностях, которые она предоставляет компаниям.
Специфика «Телеграма»: большой охват и эмоциональная коммуникация
Особенность мессенджеров в том, что бренды присутствуют в них наравне с личными чатами подписчиков. А значит, ниже шансы, что пост потеряется в ленте новостей и не достигнет аудитории — даже выключив уведомления, человек увидит, что в канале есть новые публикации.
По данным проекта для аналитики групповых чатов в «Телеграме» сombot.org, охват аудитории в «Телеграм»-канале в среднем составляет 60–80% без учёта репостов. Для сравнения, лента «ВКонтакте» даёт 10–15% охвата, лента «Фейсбук»* — всего 5%.
Другое следствие соседства каналов с чатами — подписчики ожидают более личной подачи контента. Подписываясь на канал в «Телеграме», мы воспринимаем его как живого собеседника, контакт в записной книжке. Поэтому уместны обращения автора или авторов канала, личные истории, вовлечение в диалог, геймификация. Сухие сводки новостей, обезличенная реклама и дублирование информации с сайта в «Телеграме» будут выглядеть чужеродно.
Но, если вам есть о чём рассказывать и вы готовы создавать контент специально для мессенджера, «Телеграм» даёт возможность эффективно продвигать свой продукт, поддерживать постоянное общение с аудиторией и увеличивать её лояльность.
Аудитория «Телеграма»
В 2020 году «Телеграм» находится на третьем месте среди самых популярных мессенджеров в России:
- Целевая аудитория. Согласно исследованию tgstat.ru, 38% пользователей мессенджера — люди от 25 до 34 лет, ещё 27% — люди от 18 до 24.
- География. Большая часть аудитории проживает в больших городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Краснодар, Нижний Новгород.
Возможности и преимущества «Телеграма» для бизнеса
Главное преимущество канала перед пабликами во «ВКонтакте» или комьюнити в «Фейсбук»* — более высокая открываемость. Ваши посты будут появляться не в ленте новостей, а в одном списке с сообщениями в чатах. А значит, выше вероятность, что человек их заметит.
Какие возможности даёт канал:
- мгновенно доносить новости до подписчиков — если в канале не отключены уведомления;
- прикреплять текстовые посты, ссылки, картинки, гифки, видео;
- прикреплять лонгриды с помощью проекта @telegraph;
- внедрять ботов и автоматизировать общение с подписчиками.
Какие задачи бизнеса поможет решить канал в «Телеграме»
Задачи маркетинга
- дополнить или полностью заменить email и СМС-рассылки;
- развивать личный бренд или блог;
- увеличить прямые и косвенные продажи;
- сегментировать аудиторию и делать более целевые предложения.
Повышение лояльности аудитории
- упростить и ускорить общение с техподдержкой;
- автоматизировать работу с аудиторией с помощью чат-ботов.
Организация рабочего процесса
- общаться с коллегами и/или партнёрами в чатах;
- проводить видеовстречи.
Разберём подробнее каждую из перечисленных возможностей.
Как «Телеграм» решит задачи маркетинга
Проинформирует клиентов и станет альтернативой email-рассылке
С помощью постов в канале удобно сообщать новости, анонсировать акции и новинки. Преимущества «Телеграма» перед email-рассылкой:
- создать пост проще, чем сверстать письмо;
- не нужно платить за рассылку;
- процент открытий сообщений в канале выше, чем у email-рассылок;
- в «Телеграме» более горячая аудитория, как правило, это действующие клиенты, заинтересованные в получении новостей от компании.
Однако «Телеграм» предоставляет меньше инструментов для аналитики, чем сервисы email-маркетинга.
Поможет создать личный бренд и повысить экспертность в глазах клиентов
«Телеграму» свойственна более личная и доверительная подача контента, чем другим площадкам. Поэтому канал подходит для ведения блога от имени руководителей или сотрудников компании.
В этом случает бренд не продаёт напрямую свои товары или услуги, а выступает экспертом и авторитетным источником информации по своей тематике. Например, туристическое агентство рассказывает о тонкостях путешествий, автосервис — о нюансах обслуживания автомобиля, а учебный центр — публикует подборки полезных статей, книг и обучающих видео.
@hutzp — канал о брендах и корпоративной культуре одного из сотрудников диджитал-агентства SETTERS.
Ниже примеры каналов, которые публикуют контент не от имени сотрудников, а обезличенно, но действуют по описанному выше принципу: информируют и дают экспертные знания в своей сфере.
@Email_Soldiers — новости и исследования в сфере маркетинга в формате постов-трёхминуток.
@setters — статьи, подборки и карточки с профессиональными советами экспертов диджитал-агентства.
Станет эффективным инструментом косвенных продаж
Часто канал в «Телеграме» привлекает больше конверсий, чем сообщества в соцсетях, где в десятки или сотни больше подписчиков. Так происходит потому, что люди реже заходят в сообщества, чем в каналы, и пропускают посты в ленте новостей. «Телеграм» — это, в первую очередь, мессенджер, и пользователи стараются читать все сообщения.
Поэтому часто канал становится более удобным для подписчика (и эффективным для компании) способом взаимодействия с брендом.
@netflix — Netflix публикует в своём канале разнообразный контент, призванный привлечь внимание к проектам платформы: ссылки на свежие релизы, рейтинги, обзоры, опросы, постеры.
@astonspassport — консалтинговая компания в области иммиграции и оформления второго гражданства публикует в канале анонсы новостей, акций и статей, которые появляются на сайте. Канал для этого бренда — возможность напомнить клиентам о себе и мотивировать перейти на сайт.
Поможет внедрить прямые продажи прямо в мессенджере
Оплачивать товары в «Телеграме» удобно: не нужно скачивать дополнительное приложение или открывать новые вкладки браузера — клиент покупает в привычной для себя среде. Чтобы организовать интернет-магазин в «Телеграме», нужно создать бота и подключить его к Яндекс.Кассе.
Если вам не требуется сложный функционал, собрать стандартного бота можно с помощью сервиса botobot.ru. Пример интернет-магазина в «Телеграме»:
Поможет сегментировать аудиторию и выстраивать более персональную коммуникацию
Некоторые бренды создают каналы для определённой товарной категории, чтобы присылать клиентам более целевые предложения.
Например, @mifcomics — анонсы новинок графических романов, которые выходят в издательстве «МИФ».
У издания Meduza пять своих каналов и отдельный аккаунт для сбора фидбэка:
@mifcomicsmeduzalive — главные тексты и новости дня с анонсами от сотрудников редакции.
@mifcomicsmeduza_news — анонсы всех новостей «Медузы».
@mifcomicsmeduzaevening — рассылка «Медузы» на время пандемии с главными новостями, связанными с коронавирусом.
@mifcomicsmeduzapro — срочные новости по актуальной повестке.
@mifcomicsshapi_to — новости из одноимённой рубрики на сайте «Медузы».
@mifcomicsmeduzalovesyous — аккаунт для сбора обратной связи: можно отправлять вопросы, пожелания и предложения для редакции и оперативно получать ответы сотрудников.
Как «Телеграм» повышает лояльность клиентов
Упростит и ускорит общение с техподдержкой
По данным исследования Cxsocial, компании, которые не успевают быстро отвечать на вопросы в соцсетях, теряют до 15% потенциальных клиентов. И наоборот, оперативное консультирование увеличивает доход с одного клиента на 20–40%.
Пользователю удобнее общаться с представителями бренда в «Телеграм»-канале, чем в почте, на сайте или в соцсетях, так как не нужно открывать браузер или запускать дополнительные приложения. Пользователи используют «Телеграм» в течение всего дня для личных и рабочих коммуникаций — поэтому сообщения от бренда удобно просматривать в перечне личных диалогов. Для каких целей использовать:
- консультации по выбору товаров и услуг;
- отработка негативных отзывов и разбор спорных моментов;
- помощь в оформлении заказа;
- уведомления о статусе посылки;
- информирование о работе компании — например, медицинский центр может подсказать, как подготовиться к обследованию; а страховая компания — какие документы принести на приём.
Автоматизирует общение с клиентами с помощью чат-ботов
Бот — это аккаунт, запрограммированный общаться с пользователем по определённому алгоритму. В зависимости от потребностей бизнеса и от сложности алгоритмов боты могут выполнять самые разные задачи:
- отвечать на часто задаваемые вопросы;
- вызывать такси и бронировать столики в кафе;
- покупать билеты и оформлять заказы;
- уведомлять о статусе заказов;
- рассказывать об акциях и новинках;
- присылать тематические подборки по запросу;
- присылать уроки и домашние задания ученикам курсов;
- переводить и форматировать тексты, конвертировать документы и т. д.
Вот некоторые популярные боты для бизнеса в «Телеграме»:
@controllerbot — для публикации постов, запланированных по часам;
@vote — для проведения опросов;
@like — для сбора реакции подписчиков (нравится/не нравится);
@egrul_bot — для получения информации о юридических лицах и их учредителях;
@Pravorubot — для ответов на юридические вопросы;
@voiceru_bot — преобразует голосовые сообщения в текст и наоборот.
Изучить больше ботов и каналов с рейтингом можно на сайтах tgstat.ru и tgcreator.ru.
Онлайн-конструкторы для создания ботов:
aimylogic.com/ru — сервис с готовыми шаблонами и интуитивно понятным функционалом. Бесплатная версия позволит создать простого бота с расчётом на канал или чат до 200 пользователей.
botmother.com/ru — первого бота можно создать бесплатно, за следующих придётся платить.
botkits.ru — гибкий сервис с десятью тарифами: от бесплатного до тонких настроек с дополнительными элементами.
Как «Телеграм» поможет в организации рабочего процесса
Станет платформой для общения с коллегами и партнёрами в чатах
Если у вас небольшая компания из нескольких десятков человек, удобно использовать «Телеграм» как корпоративный мессенджер. Звоните коллегам, общайтесь в чатах, отправляйте голосовые сообщения, обменивайтесь файлами и документами.
- Если нет возможности подключить свою CRM-систему, облачное хранилище мессенджера поможет держать документы в общем доступе и возвращаться к ним в любой удобный момент.
- В сравнении со многими приложениями телефонии, «Телеграм» поддерживает стабильную бесплатную связь — это особенно выгодно при звонках по межгороду.
- Подключите сервисы интеграции мессенджеров и IP-телефонии, чтобы получать уведомления о пропущенных звонках и читать СМС в мессенджере. Так вы не будете терять звонки партнёров и клиентов и сможете сразу же им перезванивать.
Даст возможность проводить видеовстречи
Летом 2020-го «Телеграм» запустил быстрые и безопасные видеозвонки. Пользователи могут переключаться между аудио и видео прямо во время разговора и параллельно переписываться в чатах, свернув звонок в небольшое окно в углу экрана.
Сейчас эта функция доступна только для переговоров один на один, но разработчики планируют запустить групповые видеозвонки до конца года.
Выводы
Что стоит делать в «Телеграме»:
- использовать ботов, чтобы упростить взаимодействие подписчика с вами/вашим продуктом;
- выступать экспертом в своей сфере и публиковать короткие посты с полезным или развлекательным контентом;
- собирать тематические подборки и дайджесты;
- публиковать короткие посты;
- вовлекать подписчика в диалог: рассказывать личные истории, спрашивать мнения;
- продавать товары напрямую с помощью интернет-магазина;
- вести канал от своего имени или имени сотрудников.
Что менее эффективно в «Телеграме»:
- общаться с подписчиками обезличенно от имени бренда;
- публиковать длинные посты, которые занимают несколько экранов;
- формировать контент преимущественно из акций и спецпредложений;
- дублировать контент с сайта и из соцсетей;
- публиковать больше десятка постов в день.
Итак, если ваша целевая аудитория — жители крупных городов от 18 до 35 лет, «Телеграм» может стать эффективной площадкой для усиления лояльности аудитории и поддержания постоянного контакта с ней. Пользователи заходят в мессенджер регулярно в течение дня и увидят ваши посты с большой долей вероятности, чем на сайте или в ленте соцсетей.
«Телеграм»-канал подойдёт бизнесу, который ориентирован не на единичные прямые продажи, а на долгосрочное взаимодействие с покупателем.
*Деятельность социальных сетей Instagram и Facebook, принадлежащих компании Meta Platforms Inc, на территории Российской Федерации признана экстремистской и запрещена на основании решения Тверского районного суда города Москвы от 21.03.2022.