Вы знаете, как ваш бренд упоминается в интернете? Возможно, этот вопрос кажется странным — пользоваться поисковиками несложно. Но результатов поиска по названию компании может быть множество и каждый день их становится ещё больше — вручную с таким объёмом информации не справиться. Автоматизировать и ускорить этот процесс помогут специальные сервисы для мониторинга интернет-пространства. Поговорим о них и решим, какой подойдёт вашему бизнесу.
Зачем отслеживать упоминания бренда
- Находить негатив и быстро реагировать на него. Вы сможете вовремя заметить отрицательный отзыв или комментарий в соцсети и быстро отработать его. И проблему клиента решите, и репутация не пострадает.
- Благодарить за похвалу. На просторах интернета не только ругают: довольные клиенты тоже постят отзывы и приятные комментарии. Найдите их и поблагодарите. Так вы повысите доверие к компании и дадите понять, что следите за репутацией бренда.
- Находить потенциальных клиентов и отвечать на вопросы. Например, в большой городской группе «ВКонтакте» кто-то спрашивает, стоит ли иметь дело с вашей компанией. Вы находите этот пост и отвечаете на вопросы его автора и всех комментаторов. А автору можете ещё и в личку написать с предложением скидки и более подробной консультации.
- Обнаруживать чёрный пиар и «вбросы» конкурентов. Когда сразу на нескольких площадках появляются ничем не подкреплённые отрицательные отзывы от анонимов, это настораживает. Постоянный мониторинг упоминаний бренда быстро обнаружит неладное — вы успеете разоблачить недобрые намерения и восстановить репутацию.
- Следить за общим инфополем вашей компании. По эмоциональной окраске публикаций, отзывов и комментариев о вашей компании нетрудно понять, как к ней относится большинство потребителей. К примеру, если за последний месяц появилось больше жалоб на продавцов в офлайн-магазинах, пора проверить их с помощью тайного покупателя. Подробнее о работе с репутацией мы рассказывали в отдельной статье.
- Бороться с мошенничеством. К сожалению, в интернете ведут активную деятельность злоумышленники и недобросовестные конкуренты, которые, например, могут создать поддельный сайт с упоминанием вашего бренда для переманивания клиентов или кражи их данных. Чтобы избежать серьезного ущерба для компании, стоит оперативно реагировать на подобные случаи.
Что можно мониторить:
- социальные сети;
- форумы;
- конкурентов;
- новостные порталы;
- блоги;
- отзовики;
- торговые площадки;
- всё, что находится в интернете в открытом доступе.
Перед мониторингом составьте список ключевых слов
Если искать упоминания компании только по названию, результат будет неполным. Советуем собрать и записать все слова и фразы, которые могут быть связаны с вашей компанией:
- Официальное название компании.
- Название компании с наиболее частыми ошибками.
- Названия-прозвища компании. Например, «Билайн» часто называют «Полосатым оператором», а «Сбербанк» — зелёным банком.
- Ваши фирменные слоганы.
- Имена генерального директора, замов и других публичных лиц компании.
- Ваши хэштеги. Например, #будущеезависитоттебя.
- Названия самых популярных продуктов или товаров вашей компании.
- Названия мероприятий и конкурсов, которые вы проводите или проводили.
Подобрать наиболее популярные фразы и слова вам поможет Яндекс.Wordstat.
Как отслеживать
Поиск в соцсетях
Информацию о компании можно искать в соцсетях вручную. Например, «ВКонтакте» ищет упоминания практически во всех разделах соцсети, в том числе на стенах пользователей:
Поиск на «Фейсбуке»* работает примерно так же.
Практически во всех соцсетях есть функция поиска. Лучше пользоваться ей 1–2 раза в неделю. Это бесплатно, но занимает много времени. Плюс поиск может выдать вам много ненужной информации — фильтровать её придётся вручную и подолгу, особенно если название вашей компании малоизвестно и может использоваться в другом контексте.
Сервисы для отслеживания
Бесплатные
Расскажем о сервисах в порядке сложности использования.
Яндекс.Блоги
Сервис, который ищет упоминания по ключевым словам на всех площадках интернета. Введите в строке поиска название бренда и укажите параметры.
Babkee
Приятная бесплатная система мониторинга упоминаний в сети с уютными иллюстрациями — всезнающими бабушками. Неплохо справляется с отслеживанием двух объектов мониторинга. Позволяет собирать до 3 000 сообщений в месяц для каждого объекта, хранить историю найденных упоминаний и выгружать отчёты.
Модуль для работы с репутацией от Promopult
Платформа Promopult (бывш. Seopult) платная и многофункциональная. Но одна из её возможностей — управление репутацией (SERM) — предоставляется бесплатно. С помощью этого модуля можно отслеживать упоминания компании и размечать тональность, работать с негативными отзывами и создавать позитивный образ компании.
Платные
Chotam
Сервис для оперативного мониторинга событий в соцсетях: комментариев, сообщений. Есть бесплатный тариф: позволяет работать с одним сообществом, где вы администратор.
Бесплатный тариф: есть. Плюс любым из планов можно пользоваться бесплатно в течение недели.
Цены: от 250 до 8 000 руб./мес.
Repometr
Это платформа для продвижения на онлайн-картах. С её помощью вы можете без труда мониторить и анализировать отзывы о компании на соответствующих площадках.
Бесплатный период: 14 дней.
Цены: от 500 руб. за 1 филиал в месяц. Можно запросить индивидуальный расчёт.
IQbuzz
Один из самых «взрослых» сервисов для мониторинга соцсетей, онлайн-СМИ, блогов и других источников — всего в арсенале их более 10 000. Позволяет отслеживать вредоносные сообщения о компании, анализировать активность конкурентов и мнения ваших покупателей. Подробная, быстрая и наглядная отчётность.
Бесплатный период: 7 дней.
Цены: от 7 900 до 54 900 руб./мес.
StarComment
Сервис позволяет отслеживать упоминания в ограниченном количестве источников. Это «ВКонтакте», «Инстаграм»*, «Фейсбук»*, «Одноклассники», «Ютуб», Google Play, Flamp, TripAdvisor, TrustPilot и ещё несколько. Уведомления могут приходить на почту, в «Телеграм» или Slack в зависимости от ваших настроек. Также с помощью StarComment можно выгружать ID пользователей для дальнейшего использования и отвечать на сообщения в «Инстаграме»*.
Бесплатный период: 5 дней.
Цены: от 290 до 1 900 руб./мес. для физлиц и от 2 490 до 15 000 руб./мес. для компаний — корпоративные тарифы.
Brand Analytics
Крупный сервис для отслеживания упоминаний в соцсетях и СМИ. Помимо всего прочего, предлагают мониторинг по текстам сообщений, распознанным текстам на картинках, расшифровкам видео, чекинам и stories.
Бесплатный период: 7 дней. Дают воспользоваться демо-версией.
Цены: от 25 000 до 105 000 руб./мес. Есть дополнительные услуги. Например, индивидуальное аналитическое сопровождение работы с системой за 30 000 руб./мес. Плюс вариант BA Express — 8 000 руб./мес.
YouScan
Позиционируют себя как платформу для аналитики соцмедиа №1 в Восточной Европе. YouScan умеет распознавать визуальный контент, отправлять автоматические уведомления о новых упоминаниях, анализировать обсуждения на одну тему и многое другое. Подробнее о тарифах и функциях системы на скриншоте ниже.
Бесплатный период: 3–5 дней.
Цены: от 35 000 до бесконечности, персональный расчёт.
Что умеет YouScan
SemanticForce
Система мониторинга с большим количеством технологий анализа и сегментации данных. В семантическом хранилище — миллиарды сообщений. С каждым днём это число растёт. Подойдёт крупным компаниям.
Бесплатный период: 14 дней.
Цены: от $150 в месяц.
Источники, с которыми работает SemanticForce
Крибрум
Сервис отлично подойдёт для наблюдения за рисками и репутацией компании. Вы сможете следить за безопасностью: от обнаружения информационных атак и утечек секретной информации до наблюдения за компрометирующим поведением сотрудников. Крибрум позволяет собирать подробную аналитику, оценивать PR и маркетинг и оптимизировать рекламный бюджет.
Цены: персональный расчёт.
Пример страницы из аналитического отчёта Ford с сайта kribrum.ru
Медиалогия
Крупный инструмент оценки эффективности коммуникаций. Облегчит работу отдела маркетинга крупной компании. Позволяет быстро мониторить и анализировать СМИ, составлять свои рейтинги, отслеживать упоминания бренда. Помимо работы над сервисом, компания проводит обучающие вебинары — здесь даже можно получить диплом эксперта в аналитике СМИ и соцсетей. Публикуют рейтинги соцмедиа, цитируемости СМИ, исследования медиаполя персон и компаний.
Цены: персональный расчёт.
В RU-CENTER есть сервис для отслеживания упоминаний бренда в доменах и контенте сторонних сайтов — это полезно не только для репутационных целей, но и для безопасности. Мониторинг доступен в формате разовых отчетов.
Англоязычные
Awario
Есть бесплатный период использования — 7 дней, доступен после регистрации. Дальше — платно: от 29 до 299 долларов в месяц, если платить помесячно, и от 24 до 249 долларов в месяц, если заключать договор на год.
Brand24
Пробный бесплатный период — 14 дней, доступен после регистрации. Система ограничивает количество ключевых слов для поиска до 10 и количество сообщений до 30 000. Дальше — платно: от 49 до 199 долларов в месяц, если платить помесячно, и от 39 до 159 долларов в месяц, если заключать договор на год.
Mention
Пробный бесплатный период — 14 дней, доступен после регистрации. Дальше — платно: от 29 долларов в месяц и до бесконечности, суммы рассчитываются индивидуально для каждого клиента.
TalkWalker
Сервис не из дешёвых. Подойдёт крупным компаниям, которые постоянно следят за большим количеством упоминаний. Позволяет охватывать источники на 187 языках и группировать данные с помощью 50 фильтров.
Стоимость тарифных планов начинается от 9 600 долларов в год и далее — по запросу.
*Деятельность социальных сетей Instagram и Facebook, принадлежащих компании Meta Platforms Inc, на территории Российской Федерации признана экстремистской и запрещена на основании решения Тверского районного суда города Москвы от 21.03.2022.