Любой владелец сайта хочет, чтобы его ресурс приносил максимальную пользу: появлялся в первых строках поисковой выдачи, привлекал клиентов, обеспечивал продажи. Чтобы сайт выполнял эти задачи, он должен быть эффективным. Эффективность зависит от того, как сайт сверстан, долго ли грузится, насколько индексируется поисковиками, удобно ли находить на странице нужную функцию и так далее. Проверка на эти параметры и называется аудитом сайта. Множество бесплатных сервисов помогут вам его провести — мы отобрали самые популярные и полезные.
Что такое аудит сайта
Аудит сайта — это анализ того, насколько эффективно работает сайт. Комплексный аудит позволяет оценить работу сайта по нескольким параметрам:
- как сайт индексируется в поисковиках;
- насколько быстро грузится;
- есть ли ошибки в коде;
- насколько уникален контент;
- удобно ли пользователям ориентироваться на сайте.
Какие задачи решает аудит сайта
Проводя аудит, можно выявить множество проблем. Например, что у ресурса плохая оптимизация SEO, поэтому видимость в поисковиках низкая. Или выяснить, что пользователи теряются на странице и не могут понять, как купить товар. Или узнать, что на устаревших смартфонах неправильно отображаются визуальные элементы.
Аудит советуют проводить сразу после запуска сайта, а потом несколько раз в год. На рынке множество компаний и SEO-специалистов, которые могут провести внешний аудит, но их услуги стоят от 100 тысяч рублей.
Однако можно прибегнуть к бесплатным сервисам — этого хватит, чтобы узнать об основных ошибках в работе сайта. Разберем, как бесплатно провести аудит по разным параметрам.
Как провести аудит
Проверить индексацию
Проверить индексацию сайта в поисковых системах можно с помощью технического SEO-аудита. Например, SEO-аудит позволяет найти служебные или дублирующие страницы, которые попадают в поисковики и опускают сайт в выдаче. Если оставлять такие страницы, сайт не попадет на первые строки, что негативно скажется на посещаемости. В ряде случаев это критично — например, если речь идет об интернет-магазине, где от позиций в поиске зависят продажи.
Проверить индексацию можно в сервисах вроде «Яндекс Вебмастера», Google Search Console и Screaming Frog. Расскажем подробнее о каждом.
1. «Яндекс Вебмастер» и Google Search Console. Первый анализирует выдачу в поисковике «Яндекса», второй — в поисковике Google. В остальном сервисы похожи: оба находят ошибки, которые могут негативно влиять на выдачу в поисковиках. Инструменты видят неиндексируемые страницы, анализируют скорость ответа сервера, на котором расположен сайт, а также выявляют пустые описания в поле Description и другие недочеты в SEO.
«Яндекс Вебмастер» не только указывает на ошибки, но и объясняет, как их исправить. Например, здесь система советует проставить метатеги
Дополнительно «Яндекс Вебмастер» и Google Search Console выдают подробную статистику о пользователях: по каким запросам чаще всего попадают на сайт, как гость ведет себя на страничке и так далее.
2. Screaming Frog. Сервис с огромным количеством инструментов для SEO-аудита. Анализ сайта включает поиск битых страниц, дублирующих или пустых тегов Title и метатегов Description, отсутствие заголовков H1 — всё, что снижает рейтинг сайта в выдаче поисковых систем. Также Screaming Frog проверяет страницы на доступность — открываются ли они с разных браузеров и устройств.
Можно сканировать как весь сайт сразу, так и определенные страницы. Учтите, что полное изучение большого сайта может занять время — например, портал с двумя миллионами URL будет сканироваться около суток. Кроме того, бесплатно можно проверить только 500 URL.
Screaming Frog выдает подробный SEO-отчет, но придется изучить интерфейс — новичкам будет тяжело разбираться в многочисленных показателях
Измерить скорость загрузки сайта
Наверняка вы замечали, что одни сайты грузятся мгновенно, а другие по несколько секунд. Иногда это объясняется не вашим интернет-соединением, а скоростью загрузки страниц. Если сайт хорошо оптимизирован, он откроется быстро — и наоборот. С недавних пор скорость загрузки учитывается при индексации страницы — чем она выше, тем больше шансов у сайта попасть в первые строки выдачи. Так что ускорять загрузку нужно не только для удобства пользователя, но и для продвижения в поисковиках.
Основной инструмент, измеряющий скорость загрузки, — это PageSpeed Insights. Сервис использует для анализа сайта разные критерии: как быстро обрисовываются самые первые элементы, через сколько можно взаимодействовать со ссылками, когда полностью загружается страница. Дополнительно PageSpeed Insights предлагает исправить основные ошибки. Например, удалить неиспользуемый код, поменять формат изображений и так далее.
Полученные данные сервис оценивает по балльной системе — общая оценка скорости загрузки сайта называется производительностью. Если сайт получает менее 49 баллов — значит, он долго загружается. Если от 50 до 89 баллов, то скорость загрузки средняя. Сайты, которые открываются мгновенно, получают от 90 до 100 баллов. Если у вас крупный ресурс, не стоит беспокоиться, что он не выбил максимальные баллы, — такое возможно разве что для одностраничных лендингов. Например, главную страницу сайта Apple сервис оценил в 36 баллов.
Аудит загрузки десктопной версии «ВКонтакте». Социальная сеть получила 52 балла — это среднее значение
Проверить код на валидность
Сайт отображается на самых разных устройствах — десктопных компьютерах, ноутбуках, смартфонах, планшетах и даже телевизорах. Чтобы страницы везде корректно выглядели, код должен соответствовать стандартам W3C — консорциума, устанавливающего единые принципы функционирования интернета. Благодаря его стандартам сайты одинаково открываются с разных устройств и браузеров.
Если же программист ошибется в коде, то велика вероятность, что страницы отобразятся неправильно — например, не откроется картинка, поплывет текст или что-то в таком духе. Проверка на соответствие стандарта называется валидацией. Основной инструмент — это валидатор от самого W3C. Он проверяет ресурс по двум критериям:
- Корректность HTML-верстки. Ошибки в HTML-верстке приводят к различному отображению страницы в браузерах. Например, в Chrome сайт отображается правильно, а уже в Firefox какой-то элемент не открывается. Валидатор выявляет такие ошибки и подсказывает, как их исправить. Обратите внимание, что провести аудит можно лишь конкретной страницы, а не всего сайта.
- Соответствие правилам CSS. Инструмент CSS позволяет настраивать внешний вид страницы — стилизовать заголовки, подзаголовки, врезки и другие визуальные элементы. Если где-то ошибиться, облик страницы пострадает. Валидатор выявляет такие огрехи и советует, как их исправить.
Анализ товарной карточки в Wildberries. Валидатор ругается на ошибку в оформлении элемента и лишние атрибуты в верстке
Проверить на плагиат
Если на ресурсе много скопированных статей, видимость сайта в поисковых системах падает. Чтобы этого не произошло, нужно проводить аудит контента на антиплагиат. Особенно, если контент создает кто-то со стороны и вы не уверены, что он уникален.
Проверить можно в сервисах вроде Advego, eTXT, и Text.ru. Эти инструменты смотрят, насколько текст совпадает со статьями, опубликованными на других сайтах. Если уникальность меньше 80%, то текст лучше переписать. Сервисы подскажут, как это сделать, либо можно будет заказать рерайт там же на бирже.
Изучить поведение пользователей
Комплексный анализ сайта включает в себя аудит юзабилити — насколько удобно гостям пользоваться сайтом. Для этого изучается, куда посетители заходят в первую очередь, на что нажимают, где чаще всего задерживаются и на каком этапе покидают страницу. Так можно выявить проблемные места — например, неудобную форму оплаты в интернет-магазине, из-за которой владелец недосчитывается продаж.
Популярные сервисы для анализа пользовательского поведения — «Яндекс Метрика» и Google Analytics. У них похожие функции: например, оба инструмента показывают тепловую карту — куда пользователи чаще всего наводят курсор. Благодаря этому можно понять, правильно ли вы расставили кнопки или не принимают ли гости за ссылку какие-то другие элементы. Также системы предоставляют отчеты в веб-интерфейсе — не придется скачивать файлы и открывать их в других приложениях.
Так выглядит тепловая карта в «Яндекс Метрике». Видно, что посетители чаще всего жмут на кнопки, меню и логотип сайта
Кроме того, с помощью «Яндекс Метрики» и Google Analytics можно изучать поведение разных пользовательских групп. Например, определить группы молодых матерей и молодых отцов, а потом посмотреть, различается ли их поведение на сайте.
Бонус: экспресс-аудит сайта
Если у вас нет времени или желания прогонять сайт через десятки параметров, можно воспользоваться экспресс-аудитом. В этом помогут сервисы вроде PR-CY и Be1. Они проанализируют сайт по основным направлениям — SEO, юзабилити, антиплагиату, скорости загрузки, посещаемости. Этого достаточно, если вы просто хотите узнать больше о ресурсе и проверить, есть ли у него какие-то серьезные проблемы.