Исследование конкурентов — важный этап стратегии бизнеса. Он помогает найти компании, работающие в той же сфере, что и вы, выделить их преимущества и недостатки. Эта информация необходима, чтобы быть в курсе трендов и не отставать от рынка.
Чтобы проанализировать конкурентов в сети, нужно собрать много информации. Обычно анализ проводят маркетологи. Если в штате их нет, к этой работе можно привлечь другого сотрудника компании или собственника бизнеса.
В статье расскажем, как найти конкурентов в интернете и проанализировать их.
Как помогают исследования конкурентов
Конкурентный анализ помогает изучить стратегию других компаний: как они привлекают и удерживают клиентов, какие способы для коммуникации используют, какие особенности у них есть и прочее.
Эта информация поможет выделить и усилить преимущества вашего бизнеса.
Какие бывают конкуренты
Конкуренты — это компании, с которыми ваш бизнес соперничает за потребителя. Не всегда они предоставляют один и тот же перечень услуг.
Среди них выделяют три основные группы: прямые, косвенные и потенциальные.
Прямые — решают одинаковые задачи похожими способами или предлагают те же продукты или услуги. Например, для застройщика многоэтажек прямыми конкурентами будут остальные застройщики многоэтажного жилья в этом же городе. На эту группу конкурентов стоит обратить особое внимание.
Косвенные — предлагают альтернативные решения той же проблемы. Для застройщика многоэтажек ими будут компании, которые строят коттеджи в частном секторе.
Потенциальные — работают в одном из сегментов рынка, но могут переключиться на другой. Например, компания занимается строительством складов, но может начать строить жилые дома.
Как найти конкурентов
Конкурентов можно найти вручную и с помощью специальных сервисов.
Спросите клиентов
Чтобы узнать, между какими компаниями выбирали клиенты, прежде чем обратиться к вам, можно сделать опрос:
- Как вы выбирали товары или услуги? Например, искали в соцсетях, смотрели выдачу в поисковике?
- Какие ключевые слова использовали, по каким критериям искали?
- Какие знаете компании, которые предоставляют те же услуги, что и мы?
- Какие компании рассматривали помимо нашей?
- Что привлекло вас в других компаниях, а что оттолкнуло?
- Почему выбрали именно нас?
Разместите опрос в соцсетях, отправьте клиентам с помощью мессенджеров или email-рассылки.
Соберите запросы в Яндекс.Вордстате
Откройте страницу Яндекс.Вордстат и следуйте инструкции:
Шаг 1. Введите слово или словосочетание, по которым пользователи ищут ваши товары или услуги.
Шаг 2. Нажмите «Подобрать». Система отобразит другие запросы, включающие эти ключевые слова или слова, похожие на них.
Шаг 3. Выберите наиболее популярные запросы, скопируйте и сохраните их в отдельном файле.
Шаг 4. Повторите шаги 1–3 со всеми ключевыми словами, популярными у ваших пользователей.
Если показатели статистики не соответствуют тематике сайта, их не нужно учитывать. Например, результат «недорогое украшение свадьбы» не имеет отношения к ювелирным украшениям и бижутерии.
Статистика в Яндекс.Вордстате отображает все запросы с ключевым словом и количество их показов
Шаг 5. Откройте браузер в режиме «Инкогнито». Это важно, чтобы поисковая система не учитывала ваш профиль и предпочтения при выдаче.
Шаг 6. Введите все собранные запросы по очереди. Посмотрите первые страницы выдачи, запишите названия компаний и их сайтов по этим запросам.
Некоторые компании размещают рекламу по ключевому слову. Она находится сразу под поисковой строкой и отмечается специальным значком. Но важно посмотреть не только эти, но и остальные результаты с первых двух-трех страниц выдачи.
На первой странице по запросу «недорогие украшения» отображается реклама, а под ней — органические результаты поиска
Найдите статьи конкурентов
Некоторые компании ведут блоги и размещают статьи на специальных площадках для публикаций. Таким образом они общаются со своей аудиторией и привлекают клиентов.
Примеры подобных площадок:
- «Хабр» (https://habr.com/ru/all/),
- VC.ru (https://vc.ru/),
- Rusbase (https://rb.ru/),
- Cossa (https://www.cossa.ru/blogs/),
- «Дело Модульбанка» (https://delo.modulbank.ru/).
Выберите интересующие вас тематики и поищите блоги или публикации других компаний — так вы выйдете на конкурентов.
Наиболее удобно находить конкурентов на «Хабре». В колонке «Лучшие блоги» нажмите «Все компании»
На «Хабре» можно выбрать сферу бизнеса и посмотреть блоги компаний из этой сферы
Узнайте мнение аудитории
На площадках Яндекс.Взгляд и Anketolog можно создать опрос под разные задачи бизнеса, в том числе и для анализа конкурентов.
Используйте готовые шаблоны для анализа или отредактируйте вопросы. Яндекс.Взгляд транслирует опрос в рекламную сеть Яндекса и предложит пользователям пройти его. Anketolog разошлет опрос по внутренней базе респондентов. Ответы участников, которые заполнят анкету, отобразятся в личном кабинете.
Сервисы платные. По данным на 24 сентября 2021 года, опрос в Яндекс.Взгляде стоит от 1 000 рублей. Чтобы сделать опрос в Anketolog, нужно оплатить подписку на месяц. Ее стоимость начинается от 1 090 рублей.
Изучите отраслевые рейтинги
Найдите рейтинги в сфере вашего бизнеса и посмотрите, кто в них входит. Список лидеров пригодится:
- малому и среднему бизнесу — чтобы найти крупные компании, изучить их сайт, соцсети, рассылки, перенять опыт;
- крупному бизнесу — чтобы быть в тренде и сравняться с лидирующими компаниями.
Увидеть топовые компании в нише вашего бизнеса, а также их выручку и прибыль помогут отраслевые рейтинги, например РБК 500. Они платные, стоимость зависит от услуг, предоставляемых по подписке.
Rating публикует рейтинги сайтов. Ресурс собирает данные о сайтах и компаниях автоматически из открытых источников.
Рейтинг Рунета будет полезен компаниям, работающим в IT-сфере.
Подключите специальные сервисы
Упростить поиск конкурентов помогут специальные сервисы. Они отличаются по функциям и цене. Но у всех есть бесплатные версии с ограниченными возможностями. В этой статье мы указываем стоимость пользования некоторыми из них по состоянию на 24 сентября 2021 года.
Serpstat. Благодаря этому сервису можно быстро найти конкурентов сайта. Достаточно ввести адрес домена в поисковую строку сервиса, выбрать поисковый регион и нажать поиск:
В отчете «Конкуренты» видим список сайтов, которые пересекаются с искомым по семантике:
Даже если сайта еще нет, можно найти будущих конкурентов по поисковым запросам, и взять на вооружение их лучшие методики. Так, вместо адреса домена нужно ввести ключевую фразу. В отчете по конкурентам вы увидите список сайтов, которые уже ранжируются в топе по вашим целевым ключевикам:
Также Serpstat поможет изучить поисковые запросы и конкурентов в выдаче Яндекса и Google, а при необходимости — проанализировать информацию по каждой стране или региону отдельно.
Подписка — от 69 долларов в месяц (55 долларов –– при покупке на год и более).
Similarweb — международный ресурс. По адресу сайта он отображает трафик, его источники и ссылки, по которым на него переходят пользователи. Также сервис показывает похожие сайты — ресурсы возможных конкурентов. Стоимость подписки начинается от 249 долларов в месяц.
SpyMetrics — российский сервис, во многом похожий на Similarweb. В нем также отображается информация о сайте и трафике. И он дает ссылки на похожие сайты. Подписка стоит 11 990 рублей в месяц.
Semrush позволяет проанализировать рекламу, трафик и соцсети конкурентов. Можно выбрать тариф начиная от 119,95 доллара в месяц.
SpyWords помогает найти конкурентов по ключевым словам, выделить их SEO-запросы и скачать семантическое ядро. Стоимость — от 1 978 рублей в месяц.
Что и как анализировать
После того как вы выявили конкурентов, выберите три — пять наиболее крупных из них. Изучите площадки, на которых размещаются компании, и каналы, через которые они взаимодействуют с пользователями:
- проанализируйте сайты,
- изучите страницы в соцсетях,
- соберите данные SEO-продвижения,
- проанализируйте контекстную рекламу,
- подпишитесь на email-рассылки и изучите письма,
- найдите дополнительный контент, если они его делают.
Затем составьте таблицу и внесите в нее комментарии по каждому пункту: что именно настроено удачно и какие есть недостатки. Для удобства можете пользоваться примером, который приведен ниже. Рекомендуем заполнить данные не только по конкурентам, но и по вашей компании — так будет удобнее сравнивать информацию.
Сайт
Полезно изучить сайт с точки зрения покупателя. Пройдите путь клиента от выбора до покупки товара или услуги. Такой способ поможет оценить еще и сервис компании, отзывчивость ее менеджеров.
После этого проанализируйте сайт по нескольким характеристикам: пользовательскому опыту, контенту, технической стороне и маркетингу.
Соцсети
Просмотрите страницы конкурентов в социальных сетях и по каждой из них составьте таблицу.
Сервисы, которые помогут провести анализ
В приведенной ниже таблице дан перечень площадок, благодаря которым можно проверить контент, вовлеченность пользователей и накрутку лайков в соцсетях.
SEO
Изучите, как конкуренты оптимизируют сайты для поисковиков и как пользователи ведут себя на этих сайтах.
Также важно выделить и сохранить ключевые слова. О том, как это сделать с помощью Яндекс.Вордстата, писали в блоке «Соберите запросы в Яндекс.Вордстате».
Ключевые слова пригодятся, чтобы настроить семантическое ядро вашего сайта.
Сервисы, которые помогут провести анализ
Проанализировать вручную многие критерии невозможно, поэтому рекомендуем пользоваться специальными сервисами. Их бесплатные версии обычно ограничены по набору функций.
Контекстная реклама в поисковиках
Чтобы сравнить контекстную рекламу компании и конкурентов, используйте сервис SpyWords.
Соберите в отдельный файл примеры объявлений, выделите в них призывы к действию и заполните таблицу. Это поможет понять принципы, по которым конкуренты составляют рекламные объявления, и выделить наиболее эффективные кампании.
Email-рассылка
Подпишитесь на рассылки конкурентов в начале анализа. Это поможет быстрее собрать некоторые данные для таблицы, приведенной ниже, например информацию по графику рассылок и содержанию писем.
Сервисы, которые помогут провести анализ
У сервисов, приведенных в таблице, также есть бесплатная подписка, но возможности по ней ограничены.
Сторонние площадки и дополнительный контент
Кроме основных площадок и каналов, через которые конкуренты общаются со своими клиентами, важно найти дополнительные.
Сервисы, которые помогут провести анализ
Посмотреть сторонние площадки, на которых упоминаются конкуренты, можно с помощью специальных сервисов. Для этого необходимо собрать ссылающиеся на них домены или входящие ссылки. У сервисов есть бесплатные версии с ограниченными возможностями. Стоимость подписки на некоторые из них указана в таблице.
Что нужно сделать, когда соберете все данные
Сопоставьте таблицы и изучите их содержание. По итогам заполните таблицу для SWOT-анализа. Она поможет систематизировать данные.
Следите за конкурентами
После того как вы провели анализ показателей работы конкурентов, отслеживайте изменения. Это нужно для того, чтобы вовремя корректировать стратегию развития вашей компании.
Подпишитесь на обновления сайтов конкурентов — так вы будете узнавать обо всех новостях.
Подпишитесь на конкурентов в соцсетях и разрешите присылать вам уведомления и новости.
Мониторьте их позиции в SEO с помощью сервисов, о которых говорилось выше. Просматривайте контекстную рекламу.
Читайте отзывы о конкурентах — посмотрите, что о них пишут клиенты.
Отслеживайте упоминания конкурентов в интернете с помощью специальных сервисов. Обзор по их возможностям приводили в статье «Как и зачем отслеживать упоминания компании в интернете».
Чек-лист: как проводить анализ конкурентов
- Найдите конкурентов: опросите клиентов, узнайте мнение аудитории, изучите рейтинги, поищите публикации или воспользуйтесь сервисами.
- Соберите данные для анализа с сайтов, из соцсетей, с помощью SEO, контекстной рекламы, рассылок, сторонних площадок.
- Посмотрите, чем отличаются конкуренты от вас. Выделите их слабые и сильные стороны.
- Определите, что можно изменить в вашем бизнесе, чтобы отстроиться от конкурентов и привлечь клиентов.
- Продолжайте следить за конкурентами в соцсетях, подключите сервисы, которые покажут упоминания о них в интернете, мониторьте их позиции в SEO.