В России с каждым годом увеличивается число судебных споров по интеллектуальным правам. Только за прошлый год правообладатели обращались в суды на 67% чаще, чем в предыдущем. Часто исковые заявления подают на владельцев доменов, которые по незнанию или невнимательности размещают на своих ресурсах чужой контент.
Рассказываем, какие ошибки компаний чаще всего становятся поводом для судебных исков и какие меры помогут обезопасить компанию.
Причина № 1: нет модерации пользовательского контента
Если пользовательские отзывы, комментарии, видео или изображения на сайте нарушают права третьих лиц, ответственность за публикацию несет администратор ресурса, так как именно он определяет порядок использования контента.
Например, сервис отзывов и рекомендаций Yell.ru выплатил юридической компании «Депюст» компенсацию за то, что опубликовал порочащий репутацию отзыв. Бывший сотрудник ООО «Делюст» написал не соответствующий действительности комментарий, в котором утверждал, что работодатель оплатил не все рабочие смены, не учитывает обеденный перерыв как рабочий час и не возмещает оплату проезда. При этом ответственность понесла компания Yell.ru, так как именно на ее сайте был опубликован отзыв.
Какие меры безопасности предпринять компаниям:
- Настроить процесс модерации. Подключить сервис, который будет отслеживать отзывы с нарушениями по стоп-словам и блокировать их. Также стоит закрепить за одним сотрудником функцию постмодерации, чтобы он изучал и вручную удалял отзывы, которые сервис пропустил.
- Разместить на сайте документ с требованиями к контенту, чтобы пользователи понимали, за что их отзывы могут удалить, а аккаунты — заблокировать. При составлении такого документа следует опираться в первую очередь на ФЗ «О рекламе» и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Причина № 2: нет стандартов в работе
Сотрудники могут не задумываться об авторском праве или не знать нюансов, которые помогут его не нарушить. Например, человек понимает, что при цитировании нужно давать ссылку на первоисточник, но не разобрался, как это грамотно сделать: просто назвать автора, добавить гиперссылку или согласовать публикацию с владельцем. Если в компании нет жестких регламентов, сотрудники будут действовать по своему усмотрению и, скорее всего, нарушат закон.
Инициаторами судебных исков не всегда выступают сами правообладатели. Зная о частотности нарушений, некоторые юридические компании сами находят их, а затем предлагают владельцам авторских прав получить компенсацию за незаконное использование их интеллектуальной собственности.
Например, юридическая компания «Восьмая заповедь» с 2020 по 2023 год подала 1 920 исковых заявлений на фирмы, которые использовали на своих сайтах фотографии, защищенные авторским правом. Поводом для исков в большинстве случаев послужило то, что исполнители с помощью личных аккаунтов скачивали фотографии и размещали их на сайтах заказчиков. За каждый такой случай «Восьмая заповедь» просила компенсацию до 500 000 рублей. Компания выиграла 1 897 дел из 1 920.
Какие меры безопасности предпринять компаниям:
- По возможности создавать контент самим. При этом важно хранить код, текст, дизайн, иллюстрации и видео на корпоративном диске.
- Заключать лицензионный договор или договор на отчуждение исключительного права, если контент создают подрядчики или нужно опубликовать уже готовый материал с другой прощадки. В первом случае компания становится новым владельцем контента, а во втором получает временное право использовать материал на условиях автора.
- Собрать базу фотостоков с подходящим контентом. При выборе изображений внимательно изучать тип лицензии: некоторые изображения могут не подходить для коммерческого использования.
- Сформировать базу знаний для сотрудников: какой контент, откуда и как можно скачивать, как цитировать первоисточники, как подбирать иллюстрации, что проверять перед публикацией и т. д.
Причина № 3: нет юридической проверки
Даже четкие подробные инструкции применимы не во всех ситуациях: отдельные сложные случаи требуют профессиональной юридической проверки. Например, если нужно цитировать крупные фрагменты текста из чужой публикации или рассказать о проекте под NDA. В каждом таком случае нужно не только знать законодательство, но и проанализировать требования площадки или текст договора. Эту задачу следует поручить профессиональному юристу, иначе высок риск принять неверное решение и нарушить авторские права.
Какие меры безопасности предпринять компаниям:
- Выделить юриста в штате или на парт-тайм, чтобы он консультировал сотрудников по вопросам интеллектуального права.
- Наладить процесс консультирования производственной команды с юристом. Подготовить регламент, когда и с какими вопросами следует обращаться за юридической помощью.
В каждой из перечисленных ситуаций возможны ошибки из-за человеческого фактора. Модератор может не заметить комментарий с вредоносной ссылкой, а маркетолог — взять на себя риск и опубликовать контент без согласования с юристом, чтобы ускорить запуск проекта. Обезопасить компанию от рисков поможет страхование ответственности администратора домена, то есть финансовая защита в случае нарушения авторских и смежных прав, права на товарный знак и так далее.
Что входит в страхование домена
Полис помогает обезопасить компанию в ситуации, если на сайте случайно или по невнимательности разместят контент, нарушающий права третьих лиц: автора, правообладателя товарного знака или того, чья репутация пострадает из-за размещенного материала.
Страховая выплачивает пострадавшему реальный ущерб или издержки, а компании-нарушителю компенсирует юридические расходы. Разберем, какие права чаще всего нарушает российский бизнес и к каким последствиям это может привести.
Авторские и смежные права
Авторские и смежные права защищают объекты интеллектуального труда от незаконного использования. Авторское право дает автору возможность распоряжаться своей работой, как он захочет, в том числе определять, кто, когда и как может ее использовать. Смежное право определяет только характер использования работы.
Разберем на примере. Если предприниматель заключит с онлайн-школой договор на размещение своего курса, то сам предприниматель будет субъектом авторского права, а онлайн-школа — субъектом смежного права. Если другая онлайн-школа скачает этот курс и опубликует на своем ресурсе, она нарушит одновременно авторское право предпринимателя и смежное право первой онлайн-школы.
Часто авторское и смежное право нарушают, когда неправильно используют базы данных. Чтобы не нарушить закон, при распространении информации из этих баз важно указывать первоисточник. А если речь о персональных данных — получать согласие субъекта этих данных.
Авторское и смежное права регулируются статьями 1 301 и 1 311 Гражданского кодекса РФ. За нарушение этих законов суд назначает выплату компенсации по своему усмотрению:
- штраф до 5 млн рублей,
- двойную стоимость контрафактных произведений,
- двойную цену за право использовать объект.
Исключительное право на товарный знак
Исключительное право на товарный знак дает возможность использовать его по своему усмотрению:
- печатать на этикетках товаров;
- использовать в доменном имени;
- размещать на сайте, бланках коммерческих предложений, в юридических документах.
Исключительное право на товарный знак можно нарушить, если использовать похожие обозначения для аналогичных продуктов. Например, авиакомпания «Победа» и кондитерская фабрика «Победа» не нарушают права друг друга, так как работают в разных нишах. А вот зарегистрировать еще одну авиакомпанию или бренд кондитерской продукции с таким же названием нельзя.
Чтобы не нарушить право на товарный знак, перед разработкой названия бренда или логотипа следует проверить их в онлайн-сервисе от «Роспатента», изучить открытые реестры товарных знаков или обратиться в юридическую компанию, которая занимается регистрацией.
Ответственность за незаконное использование товарного знака регулирует статья 1 515 Гражданского кодекса РФ. За нарушение закона суд может назначить выплату штрафа в размере:
- до 5 млн рублей;
- двойной стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;
- двойной цены за право его использовать.
Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации
Это право нарушается при распространении информации, которая негативно сказывается на другом человеке или компании. Например, когда публикуют непроверенную информацию или размещают пользовательский контент с искаженными фактами.
Основания для иска о защите деловой репутации появляются, когда сообщение соответствует ряду критериев:
- было распространено — то есть опубликовано или озвучено в прямом эфире;
- не соответствует действительности — то есть сообщает ложные факты;
- оно порочащее — то есть содержит негативную оценку деятельности человека или компании;
- оно не субъективная оценка или мнение — то есть преподносится как факт;
- направлено на определимого субъекта — то есть сообщает о конкретном человеке или компании, а не об абстрактном городе N.
Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации регулируется статьей 152 Гражданского кодекса РФ. Пострадавший может потребовать возместить убытки или компенсировать моральный вред в размере, который посчитает нужным.
Например, в 2016 году «Роснефть» подала в суд на РБК за статью о подготовке к приватизации. Суд удовлетворил иск: РБК удалила статью, опубликовала опровержение и выплатила «Роснефти» компенсацию в 390 тысяч рублей.
Страхование действует только на один домен второго или третьего уровня в течение года. Если компания поддерживает сразу несколько сайтов или поддоменов, нужно страховать каждый отдельно