Вадим Богданов — первый в мире сертифицированный менеджер портфелей проектов (PfMP), имеет действующий сертификат PMP, действительный член института CFA, Microsoft Project MVP с 2010 года. Автор 4 книг и нескольких сотен статей по управлению проектами, переводчик «100 правил руководителя проекта NASA».
Нашим читателям Вадим предоставил бесплатный доступ к авторскому экспресс-курсу по управлению проектами — все подробности есть в конце интервью. Дерзайте! И интересного вам обучения.
— Начнем со сложного. Сейчас миллион онлайн-курсов, марафонов, школ и интенсивов: их делают все вокруг, и, к сожалению, даже дилетанты. Например, блогеры с огромной аудиторией, но без должного образования. Как вам удаётся в этом инфошуме работать и успешно развивать свой продукт?
Спасибо за вопрос, он абсолютно по адресу. Вы могли увидеть на нашем сайте более 100 официальных отзывов, с печатями и подписями, от крупнейших компаний России, Казахстана и даже международных корпораций из списка Fortune 100. При этом мы не покупаем никакую рекламу уже 15 лет, у нас минимальные затраты на персонал в области маркетинга. Более того, я скажу вам по секрету, что мы нашли такие маркетинговые инструменты, которые приносят нам доход, а не создают затраты.
Понимаю, что я заинтриговал, поэтому расскажу о нескольких секретах успешного продвижения в инфошуме.
Я начал свой бизнес в управлении проектами в 2002 году и моя компания была одной из первых в этом сегменте. Я создал портал в нашей теме, «Профессионал по управлению проектами» (http://www.pmprofy.ru), написал несколько популярных книг. Много ездил и выступал, я обучил только с выдачей сертификатов более 20 000 человек, а на тренингах и семинарах, где не выдавались сертификаты, за эти годы побывали несколько сотен тысяч человек. Для примера, только вчера я провел мастер-класс на 250 человек.
Я всегда уделял внимание автоматизации работы с клиентами. В моем первом офисе из одной комнаты в 2002 году стояло два собственных сервера — это был Microsoft Exchange и Microsoft CRM версии 1.1. И я старался заносить все данные клиентов в базу, делать рассылки. Еще в середине 2000-х годов у меня была база порядка 30 000 записей, и я умел в рассылке отслеживать клики, делать мини-цепочки писем на основе собственных разработок. Таким образом мне удалось сформировать базу клиентов, поддерживать ее, и до сих пор эта аудитория с нами. Поэтому совет №1 — это инвестиции в свою базу клиентов.
В начале 2000-х я первым начал заниматься темой консалтинга по созданию проектных офисов, выпустил книги по этой теме. Поэтому сегодня большинство специалистов в проектных офисах читали мои книги или учились у меня на курсах. Буквально вчера мне написал один коллега, сегодня он заместитель руководителя проектного офиса в крупнейшем банке РФ, о том, что все началось с его посещения моего тренинга 5 лет назад. Я помогаю выпускникам строить карьеру, профессионально расти — и они приводят ко мне своих коллег на обучение.
Поэтому второй совет — это создание своей собственной ниши и лидерство в ней, благодаря чему клиенты приходят сами без затрат на рекламу и не обращая внимание на информационный шум.
Остальные советы дам на тренинге по маркетингу для компаний, оказывающих профессиональные услуги, когда его разработаю, уже давно собираюсь.
— Пара советов, как отличить курсы, созданные «на коленке», от действительно ценных знаний?
Вы знаете, я несколько лет изучал автоворонки и пересмотрел уйму курсов по этой теме. И самым интересным для меня и ценным, давшим мне большой прорыв, был курс на 3-4 урока, созданный в режиме записи экрана — то есть сделанный почти на коленке.
Некоторые мои курсы записаны в режиме скрин-кастов, тоже за минуты, можно сказать «на коленке». Но при этом я показываю на экране ценный контент, примеры реальных проектов и клиентов. И люди платят за это.
А может быть курс, записанный в красивой студии, но при этом докладчик просто пересказывает общеизвестные истины или занимается продажей своих других услуг, или самопиаром.
Как правило, у каждого спикера есть ряд бесплатных курсов или роликов на YouTube, есть книги и статьи в открытом доступе. Познакомьтесь с ними, изучите биографию спикера. И тогда принимайте решение, стоит ли приобретать тот курс, который вам предлагают.
— Можете поделиться, какими способами лучше продвигать инфопродукты? Как это происходит у вас? Может, есть вещи, которые вы использовали раньше, но уже отказались из-за неэффективности?
И в разработке контента, и в его продвижении я придерживаюсь стратегии голубого океана. Например, на нашем рынке есть миллион «Базовых курсов по управлению проектами». Мы сделали курс «Менеджер проекта 2.0», который решает те же задачи, что базовый курс, обладает целым рядом преимуществ перед обычным базовым курсом у других компаний — и сегодня это самый популярных авторский курс (по моей информации) по управлению проектами в России, который в прошлом году посетили больше 1000 человек.
Той же стратегии я придерживаюсь и в маркетинге. Зачем использовать те инструменты, которыми пользуются все? Я делал «контекст» (контекстную рекламу) в начале 2000-х, когда о нем никто не знал, и это было интересно. В начале 2010-х я работал в LinkedIn. Сегодня контекст, соцсети — все перегрето и стоимость привлечения клиента оттуда не интересна. Надо искать оригинальные инструменты привлечения, о которых не додумались конкуренты.
Я нашел целый ряд инструментов, занимаюсь их масштабированием, и привлечение с их помощью или приносит мне доход, или бесплатно. Само собой, что я не хочу о них рассказывать сейчас, да и они не подойдут нашим читателям — потому что это инструменты специфичны для моего бизнеса и работают именно в моей рыночной ситуации с учетом моей экспертности, места на рынке, моей продуктовой линейки. Мой совет всем — не надо заниматься соцсетями и тем, что делают все. Попробуйте найти оригинальные инструменты, это полезно еще и тем, что помогает развивать свои продукты.
— Это скорее шуточный вопрос — ответьте, пожалуйста, что правда знаете и что первое приходит в голову: что такое SSL? ;)
Я старый интернетчик, в сети с 1996 года. Работал в Апорте, потом перешел в Comptek, и оттуда — в создаваемый Яндекс. Поэтому я прекрасно знаю, что такое SSL.
— Знаю, что многие курсы сегодня проводят в мессенджерах — и иногда это выглядит как неуважение к аудитории. Вы «положили» курсы на сайт по этой причине?
На самом деле у меня несколько десятков сайтов. Это пережитки прошлой маркетинговой стратегии.
Мессенджер — это просто канал доступа к контенту, интерфейс. Мы можем заходить через браузер, через свое мобильное приложение, через интерфейс мессенджера. Я экспериментировал со всеми перечисленными платформами, и из мессенджеров мне очень понравился Телеграм. Но в итоге после всех экспериментов я отказался от двух последних инструментов, и сегодня мы работаем со студентами только через браузер. Сайт адаптирован под мобильный телефон и открывается и на нём, и на компьютере.
— Вопрос про так называемых «инфоцыган»: как вы к ним относитесь и «нарывались» ли сами на какие-то некачественные инфопродукты?
Мне очень не нравится слово «инфоцыган», мне кажется оно звучит оскорбительно и дискриминирует по национальному признаку. Почему не «инфорусский», «инфоеврей», «инфочукча» или инфо еще кто-то? Тем более, непонятно, кто подразумевается под этим термином. Могу предполагать, что речь идет об авторах некачественного контента.
Качество контента — это субъективная оценка. Например, я не смотрю телевизор и не хожу в кино на массовые фильмы, считаю эту информацию мусорной и пустой тратой времени. Я люблю балет и оперу. Телеканалы, на мой взгляд, предлагают в подавляющем большинстве низкопробный контент, часто дезинформируют и при этом зарабатывают на потребителях — как и авторы контента в интернете. Стоит ли их называть обидными словами?
Мы с Вами же не дураки и не будем платить за негодный контент, максимум один раз. Если кому-то продукт нужен, он ценен — значит, он имеет право на жизнь. Если продукт негодный, то он сам рано или поздно уйдет с рынка.
Если же Вы в вопросе имеете в виду тех, кто продвигает свой контент неправильными методами, то есть спамеров — то их я не люблю и считаю спам неприемлемым методом продвижения.
Я подписан на множество рассылок, воронок инфо-продуктов, причем не только российских — я изучаю опыт коллег по всему миру. Пока на некачественные продукты не попадал, наверное, потому что почти не покупаю продукты, а останавливаюсь на изучении их упаковки и методов продаж.
Про управление проектами
— Менеджер проектов — кто он? Это академическая специальность или скорее обозначение роли/позиции человека в бизнесе?
Команда проекта формируется на время его реализации и после завершения проекта команда распускается. Поэтому обычно на время проекта в нее включаются сотрудники разных подразделений с разными должностями и кто-то один назначается менеджером проекта. Например, если проект связан с разработкой кадровой стратегии, то HR-директор может быть назначен менеджером проекта на время проекта и совмещать руководством проектом со своей текущей работой с персоналом. Такие люди называются случайными (casual) менеджерами проектов.
В некоторых компаниях, где много проектов, выделяют особую должность — менеджер проекта или руководитель проекта. Тогда сотрудник в этой должности целыми днями занимается управлением проектами и у него нет никаких других задач. Такие люди называются профессиональными менеджерами проектов.
Так что возможны оба варианта.
— Любой может стать менеджером проектов? Нужно ли для этого дополнительное образование?
Одна моя коллега считает, что руководителем нужно родиться.
Я лично считаю, что можно стать руководителем, приобретая соответствующий опыт, получая системное образование в области менеджмента и работая с наставниками.
— Если бы вы могли назвать только 5 слов, которые описывают идеального проджект-менеджера, какие бы это были слова?
Визионер, системный, коммуникатор, этичный, мотивирующий.
— Как вы считаете, есть ли возрастные ограничения в области управлении проектами?
Если говорить о нижнем пороге, то сейчас дети уже со второго класса делают мини-проекты, организуют небольшие команды. Верхнего порога тоже нет, особенно учитывая повышение пенсионного возраста.
Если руководитель может создать команду, которая дает результат, то неважно, сколько ему лет.
— Как думаете, кто точно не сможет стать хорошим менеджером? ;)
Я верю, что любого результата можно добиться, если искренне хочешь этого, и видел массу примеров.
Не сможет стать тот, кому этого не хочется. Поэтому не стоит насильно учить проектному менеджменту или заставлять своего подчиненного вести проект.