ДоменыХостинг и серверыSSL-сертификатыСайтыБезопасностьКрупному бизнесуБонусыБлогЕще

Что такое метатеги и как их правильно заполнить

26 мая 2023

По исследованию Backlinko за 2022 год, на первую ссылку в поисковой выдаче пользователи нажимают в десять раз чаще, чем на десятую, и только 0,63% людей переходят на вторую страницу результатов. Правильно написанные метатеги улучшают результаты SEO: сайт поднимается в топ выдачи и получает больше посетителей из поиска. В статье мы просто и понятно рассказываем, что такое метатеги, какие из них сейчас учитываются поисковыми системами и как их грамотно заполнить. 

Что такое метатеги

Метатеги — элементы кода, которые сообщают поисковым системам содержание страницы. Чаще всего под метатегами понимают Title, Description и Keywords. SEO-специалисты пишут их на основе семантического ядра — списка ключевых запросов, по которым может продвигаться сайт. 

Вот так метатеги выглядят в HTML-коде любой страницы сайта

Расскажем о каждом элементе подробнее: 

  1. Метатег Title — заголовок страницы и одновременно название вкладки в панели браузера. Поисковые системы отражают тот заголовок, который указал SEO-специалист. 
  2. Метатег Description — описание страницы, которое вы видите в поисковой выдаче. Заполнять метатег нужно, чтобы «Яндекс» и Google не генерировали его самостоятельно из случайного текста на странице. Description от поисковика может выглядеть бессмысленно — такой текст не привлечет пользователей на сайт.  

Title и Description составляют сниппет — карточку страницы в поисковой выдаче

Есть еще третий метатег — Keywords. SEO-специалисты прописывают в нем ключевые слова, которые подходят странице. Вы можете не заполнять метатег, поскольку пользователи его не видят, а поисковые системы считывают Keywords ситуативно: 

Title и Description точно влияют на ранжирование сайта, поэтому лучше сосредоточиться на них. 

Как метатеги помогают продвигать сайт

В SEO-продвижении сайта есть много факторов, которые влияют на позиции страниц: скорость загрузки ресурса, отсутствие технических ошибок, наличие ключевых слов и так далее. 

Поисковые системы не афишируют факторы ранжирования результатов в поисковой выдаче. Поэтому SEO-специалисты проверяют разные гипотезы, составляют списки факторов и делятся ими с профессиональным сообществом. Метатеги — один из таких факторов. 

Если поисковая система видит в метатегах слово из запроса пользователя, она понимает — страница соответствует этому ключевому слову. Поисковик индексирует страницу — добавляет ее в свою базу данных, а затем и в выдачу по запросу. 

32,8% SEO-специалистов считают метатеги одним из самых важных факторов ранжирования. К тому же поисковые системы пишут рекомендации, как правильно их заполнять. Поэтому мы уверены, что метатеги влияют на продвижение сайта. 

Как проверить метатеги на любом сайте 

Три причины научиться смотреть метатеги: 

  1. Проверить работу специалистов на вашем сайте. Если вы работаете с фрилансерами или SEO-агентством, а метатеги не заполнены — это повод поменять подрядчика. Кроме того, метатеги могут быть написаны некорректно. Ниже мы расскажем, что ожидают поисковые системы от метатегов. 
  2. Найти примеры метатегов на других сайтах. Если вы хотите заниматься SEO самостоятельно или пишете SEO-тексты — разберетесь с основами поискового продвижения с помощью метатегов и оцените решения конкурентов. На их примерах сможете написать хорошие метатеги для вашего сайта.  
  3. Собрать больше ключевых слов с других сайтов. Если вы уже продвигаете свой или клиентский сайт — найдете дополнительные ключи, по которым можно привлечь больше трафика.

Если вы хотите посмотреть метатеги на вашем сайте, то это можно сделать в административной панели или в «Яндекс Вебмастере».

Как посмотреть метатеги через «Яндекс Вебмастер»: 

  • Зайдите в сервис. Укажите нужный сайт и подтвердите права на него, если не пользовались инструментом ранее.

 

  • Выберите раздел «Диагностика сайта» → «Возможные проблемы». Вы увидите проблемы сайта и посмотрите статистику по метатегам: система покажет страницы с пустыми метатегами, дублями и так далее.  

Чтобы посмотреть метатеги через административную панель сайта, читайте инструкцию к конкретной CMS. 

С чужими сайтами эти варианты не работают, поскольку нужен доступ к административной панели и «Яндекс Вебмастеру». Мы расскажем о четырех способах, которые помогут вам увидеть метатеги на любом сайте.

Если вы хотите проверить метатеги конкурентов, можете посмотреть сниппет нужной страницы или ее исходный код. А если вы планируете профессионально заниматься SEO-продвижением, лучше использовать программы-парсеры и расширения для браузера. 

Первый способ — изучить исходный код страницы

  • Зайдите на нужную страницу.
  • Нажмите на правую кнопку мыши — откроется меню.
  • Выберите пункт «Просмотр кода страницы» — код отобразится в новой вкладке.

Пункты «Просмотр кода страницы» и «Посмотреть код» различаются объемом кода: первый показывает все элементы страницы, а второй — код только выбранного фрагмента верстки

  • Вызовите поисковую строку сочетанием клавиш Ctrl + F на Windows или Command+F на Mac. 
  • Впишите в поисковую строку нужный метатег. 

Поиск автоматически находит все элементы, которые содержат Title и Description

Второй способ — посмотреть сниппет страницы в поисковой выдаче

  • Зайдите на нужную страницу.  
  • Проанализируйте, по каким ключам она может быть в поиске: для карточек товаров подходит схема «название товара + магазин», а для страницы услуг — «название услуги + название компании». Примеры: «губная помада Color Riche от L'Oréal Ozon.ru» или «медицинский юрист центр юридической помощи Юристы Москвы».  
  • Вбейте запрос в Google или «Яндекс».
  • Найдите нужную страницу и посмотрите на заголовок и описание. 

Нашли сниппет карточки в Google и «Яндексе» по названию и магазину

Третий способ — использовать расширения для браузера

Обычно SEO-специалисты используют RDS Bar или Seo Meta in 1 Click. Первое расширение есть для браузеров Google Chrome, Firefox и Opera. Второе — только для Google Chrome. 

Покажем, как работает расширение, на примере RDS Bar:

  • установите расширение для вашего браузера;
  • зайдите на нужную страницу;
  • посмотрите метатеги на панели расширения.

Метаданные можно скопировать за один клик

Четвертый способ — извлечь информацию с сайта через специальные программы

Чтобы смотреть метатеги, SEO-специалисты используют парсеры — сервисы, которые извлекают данные с нужных страниц сайта. 

Популярные парсеры:

  • PromoPult;
  • SiteAnalyzer;
  • ComparseR и так далее.

Сервисы работают похожим образом: в одних достаточно ввести домен сайта, а в других нужно загрузить список страниц, где хотите посмотреть метатеги. 

В сервисе PromoPult можно загрузить список адресов для парсинга через XML-карту сайта, XLSX-таблицу с URL или вручную. Первые 500 запросов — бесплатно

Как правильно заполнить метатеги

Метатеги пишут с вхождением ключевых слов, поэтому первым делом нужно создать семантическое ядро с запросами. Мы разобрали процесс подробно в статье «Что такое семантическое ядро и как его собрать».   

Если вы не готовы тратить много времени на семантику для всего сайта, можете собрать ключи для конкретной страницы в сервисе «Яндекс Вордстат». Введите запрос и укажите регион — сервис автоматически подберет ключи. Если ваша компания продает товары по всей России, выбирайте Россию. Если компания оказывает услуги в конкретном регионе, указывайте его.

Чтобы расширить семантику, используйте похожие запросы из правой колонки сервиса. 

Можете установить расширение Yandex Wordstat Assistant, чтобы собирать ключи с частотностью в одном месте. На скриншоте расширение слева: список можно скопировать и вставить в документы или таблицы

Требования поисковых систем

Мы сделали краткий чек-лист, который поможет написать хорошие Title и Description. 

Полные рекомендации от поисковых систем по написанию метатегов есть в открытом доступе, можете прочитать о них подробнее в официальных источниках:

Примеры хороших и плохих метатегов

Мы проанализировали поисковую выдачу по запросам из разных ниш и сделали небольшую подборку удачных и неудачных вариантов. 

Примеры правильного и неправильного заполнения метатегов

Если вам нужно написать сразу много метатегов (не два и не три, а тысячу), рекомендуем использовать шаблоны метатегов, их еще называют масками. SEO-специалисты используют шаблоны, чтобы создавать уникальные заголовки и описания для интернет-магазинов. 

Как сделать шаблоны метатегов

Шаблоны метатегов — это заданный текст с переменными значениями. Вы можете написать универсальный фрагмент Title и Description и подставить в него полезную информацию: название товара, его стоимость или важное свойство — например, объем продукта или процент скидки. 

Шаблоны нужно прописать один раз для каждого раздела сайта: метатеги товарных карточек заполнятся автоматически.

Название товара в подзаголовке карточки автоматически вставляется в метатег Title

Например, в вашем семантическом ядре много похожих запросов:

  • «{название продукта} цена»; 
  • «{название продукта} купить в {название города}» и так далее. 

Используйте повторяющиеся ключи в шаблонах метатегов, это увеличит вероятность попасть в топ по нужным запросам. Вначале ищите ключевые слова по категории: например, можно ввести запрос «роботы-пылесосы» и смотреть повторяющиеся слова — «купить», «цена», «регион». Затем добавьте в шаблон фразы с большой частотностью (количеством показов в месяц).

Здесь повторяются запросы со словом «купить», поэтому можно составить следующий шаблон Title для всех карточек категории: {название товара} + купить за {цена} в Москве. Аналогично с Description

Как создать шаблон метатегов:

  1. Соберите семантическое ядро самостоятельно или попросите помощи у SEO-специалиста.
  2. Проанализируйте те ключи, которые чаще пишут люди рядом с вашими товарами. 
  3. Напишите формулу для шаблона метатегов исходя из заполненных характеристик товаров и частых запросов в семантическом ядре. 
  4. Внедрите шаблон в CMS. Чтобы добавить шаблоны метатегов на сайт, прочитайте инструкцию для вашей административной панели или обратитесь за помощью к специалистам. Вам сможет помочь PHP-программист или SEO-оптимизатор. 

Разберем создание масок на конкретном примере. Допустим, у вас интернет-магазин косметики. Вы продаете парфюмерию, тени для век, туши для ресниц и так далее. Нужно сделать шаблоны метатегов для каждой категории товаров — так Title и Description будут выглядеть более естественно, и получится вставить распространенные ключи в конкретной категории. 

Начинаем с категории женских духов и ищем подходящие запросы в «Яндекс Вордстате». Не забудьте выбрать регион. В этом примере мы будем искать ключевые слова по Москве и области.

SEO-специалисты, которые занимаются продвижением сайтов профессионально, собирают эти запросы и загружают в программы-парсеры, чтобы найти еще больше похожих ключевых слов. Для новичков в SEO будет достаточно разобраться с «Яндекс Вордстатом». 

Видим, что часто повторяются запросы со словами «цены», «купить», «Москва». Самый частотный запрос с ценами — «духи женские каталог цены».

Пример шаблона для Title: женские духи {название духов} — цена {цена, ₽} в Москве. 

Готовый метатег: женские духи Alan Bray L`Imperatrice — цена 890 ₽ в Москве. 

Это хороший Title, потому что он будет целиком читаться в выдаче (48 символов без пробелов), в нем есть два ключа «женские духи» и «цена», а еще мы указали нужный регион. 

Шаблон для Description: купите женские духи {название духов} в интернет-магазине {название интернет-магазина} за {цена, ₽}. В нашем каталоге {количество товаров в категории} духов от {минимальная цена товара в категории} до {максимальная цена товара в категории}. Доставляем заказы по Москве за 3 дня.

Готовый метатег: купите женские духи Alan Bray L`Imperatrice в интернет-магазине Optima за 890 ₽. В нашем каталоге 2 000 духов от 300 ₽ до 9 000 ₽. Доставляем заказы по Москве за 3 дня. 

Это хороший Description, потому что он составляет 137 символов без пробелов и тоже будет целиком читаться в выдаче. В нем есть три ключа: «женские духи», «купить», «каталог» — и указан регион. Кроме ключевых слов в метатеге есть УТП с доставкой за три дня и понятная вилка по ценам духов.   

Вот несколько вариантов масок для Title и Description, которые подойдут для интернет-магазинов. Помните: метатеги должны быть уникальными. Поэтому попробуйте создать свою маску на основе наших примеров.

Варианты масок для Title:

Варианты масок для Description:

Для товаров с названием в женском роде нужно писать отдельные шаблоны с учетом правильного склонения названия продукта. В карточке товара его название указывается в именительном падеже, в той же форме оно подставится и в шаблон метатега.

Плохой пример:

Купите губная помада L'Oréal Paris Color Riche в интернет-магазине «Рив Гош» по выгодной цене 500 ₽. Доставляем заказы по всей России. 

Хороший пример:

Губная помада L'Oréal Paris Color Riche — закажите в интернет-магазине «Рив Гош». В ассортименте 5 000 помад для любого настроения. Курьерская доставка по Москве за 3 часа. 

Для важных страниц сайта рекомендуем писать метатеги только вручную. Важные — те, которые приносят больше всего трафика. Например, главная страница или самый популярный товар. Проверить количество трафика можно через «Яндекс Метрику» и Google Search Console. Смотрите отчеты по популярным страницам и страницам входа. Как это сделать с помощью «Яндекс Метрики», мы рассказали в статье «Эффективность сайта: на какие показатели аналитики нужно смотреть и как их использовать».

Если у вас сайт с услугами — маски создаются точно так же, только вместо карточек товара вы ищете ключевые слова с услугами. Чтобы точно собрать коммерческие ключевые слова, добавляйте к запросам регион работы и слова «цена», «стоимость». 

Например: «SEO-продвижение Москва», «консультации юриста цена», «нотариус Москва» и так далее.

Чек-лист: типичные ошибки при составлении метатегов

  1. Метатеги не показываются в выдаче полностью из-за большого размера. 
  2. Дублируют контент сайта — текст страницы, других метатегов или заголовков. 
  3. Не содержат ключевые слова и регион работы компании.
  4. Выглядят спамно — в тексте больше трех ключей.
  5. Не соответствуют странице по смыслу. 
  6. Написаны без учета склонения названий товаров и услуг.
  7. Начинаются с названия компании — лучше размещать в начале ключевые слова.
  8. Не заполнены.


Рекомендуем